Голейзовский,
Касьян Ярославович

«Сближаясь с прозой, симфонический танец теряет, растворяясь в облаках поэзии; приобретает способность самыми яркими и убедительными красками слагать пластические гимны высоким душевным порывам: человечности, свободе, гневу, любви, радости, борьбе, отчаянию, ненависти, миру, героизму; изображать бушующее пламя, мерцающие звёзды, воздушные миражи…»
Содержание:
1 Творческий путь
2 Студия Голейзовского
2.1 Программа студии
2.2 Московский Камерный балет
2.3 Влияние Скрябина и Мейерхольда на творчество Голейзовского
2.4 Эротизм
2.5 Постановки
2.5.1 Танцы в Дон Кихоте
2.5.2 Концертные номера для артистов Большого театра
2.6 Полный список постановок Голейзовского по году выпуска
2.7 Полный список концертных номеров Голейзовского по году выпуска
3 Большой театр
4 Постановки в Большом
4.1 Концертные номера
5 Скрябиниана
6 Половецкие пляски
7 Лейли и Меджнун
8 Мимолётности
9 Мюзик-холл, физкультурный парад и Кинематограф
9.1 Фильмография
10 Признание и награды
10.1 Сочинения
10.1.1 Литература
Творческий путь
Получив аттестат зрелости, Голейзовский стал изучать английский, французский, польский и персидский языки. Обучался в школе живописи художника Леблана, в скульптурной мастерской В. М. Попова Посещал драматические и режиссёрские курсы в московской филармонии Занимался прикладными искусствами Учился музыке: на скрипке у профессора Д. С. Крейна и игре на рояле. Изучил массаж, с увлечением занимался физкультурой в школе Пытлясинского, спортом в обществе «Сокол» В 1909 году Касьян был принят в труппу Мариинского театра, но с 1 августа, по личной просьбе, был переведен в труппу Большого театра, где и служил артистом до октября 1918 года. Исполнял партии в спектаклях: «Спящая красавица» П. И. Чайковского, балетмейстер М.Петипа — Голубая птица «Конёк-Горбунок» Пуни, балетмейстер Сен-Леон — Гений вод «Саламбо» А. Ф. Арендса, балетмейстер Горский — Камон Ученик таких новаторов, как Александр Горский и Михаил Фокин, Голейзовский быстро освоил репертуар и заскучал: «Моя карьера классического танцовщика тянулась долго и нудно. Но, любя больше всего наше балетное искусство, я перенёс главную деятельность на созидательную — балетмейстерскую» [5] Голейзовский стал выдающимся, уникальным балетмейстером, оставившим наследие, которое необходимо бережно охранять.
Перед талантом Голейзовского преклонялся балетмейстер Баланчин: Джордж Баланчин Голейзовскому: «Уважаемый Касьян Ярославович, Я служу у Дягилева балетмейстером и мне поручено найти хороших актёров, умеющих делать всевозможные акробатические трюки. Так вот я имею смелость обратиться Вам с просьбой, устроить мне одного какого-нибудь гарсона, умеющего быть настоящим премьером, танцующего, кроме того, хорошо классику… Вы знаете, что я поклонник Вашего творчества». — Заранее благодарный, Жорж Баланчивадзе
Студия Голейзовского
В 1916 году начинающий балетмейстер был приглашён руководителем театра «Летучая мышь» Н.Ф.Балиевым. Изящные танцевальные миниатюры Голейзовского очаровали зрителей, и для него открылись двери многих московских театров миниатюр. В 1916-17 годах Касьян ставил номера в "Интимном театре" Б.Неволина и в Мамонтовском театре миниатюр. Для Голейзовского искусство являлось способом воссоздания жизни в более прекрасных формах и символах. Знаменитый артист М.М.Мордкин пригласил его в свою студию. И, когда Касьян вошёл в зал, дети, как обычно встали к станкам, но Голейзовский сказал: - Нет, нет, это не надо. Вот видите этот рисунок? (Голейзовский поднял голову и показал на орнамент портьер). Изобразите мне его! Ученики с удивлением заметили, что образовали своими телами орнамент портьер. В этом и было характерное для балетмейстера отношение к артистам, как к материалу, из которого можно создавать пластические рисунки, лепить скульптуры, которые оживают в руках мастера, который притягивал, как магнит молодых артистов. В том же 1916 году К. Я. Голейзовский организовал собственную студию «Московский Камерный балет». Это была профессиональная балетная студия, которая по замыслу создания, занималась поиском новых средств хореографической выразительности. Здесь Голейзовский, осмысляя опыт смежных искусств, реформ А. Дункан, А. А. Горского, М. М. Фокина, создавал собственную эстетическую программу. Он разработал «Проспект практической театральной школы». Студия сменила несколько названий : с 1918 года — «Мастерская балетного искусства», затем Студия при Государственном театральном училище и при Театральном техникуме. В студию входили и танцовщики Большого театра, позже составившие ядро коллектива: А. И. Абрамова, Л. М. Банк, С. М. Бем, Е.Д. Вигилёв, В. Д. Голубин, В. А. Ефимов, Е. М. Ильющенко, В. В. Кудрявцева, Е. Д. Ленская, В. Лихачёв, О. М. Мартынова, Л. А. Мацкевич, Асаф Мессерер, Т. А. Мирославская, Л. Л. Оболенский, Б. В. Плетнёв, Н. Б. Подгорецкая, Н. И. Тарасов, В. И. Цаплин. В созданном «Камерном балете» все работали безвозмездно, ради возможности создавать новое, и Голейзовский подрабатывал в открывшихся в период НЭПа театрах миниатюр. В этот период им были созданы номера для программ «Летучей мыши», для театра «Палас», а так же для московского театра «Кривой Джимми», которым руководил конферансье А.Г.Алексеев, Касьян Голейзовский поставил пластическую интермедию «Бурлаки», на тему картины Репина, которая «оживала» под песню "Эй, ухнем!". В «Кривом Джимми» шли постановки «Фокс-Тротт», с Е.Ленской и Оболенским, «Шумит ночной Марсель», исполняемый И.Лентовским и Е.Ленской, а так же «Танец смерти», «Новый эксцентрический танец», «Венгерский танец», «Хореографическая скороговорка», «Чемпионат фокстрота».
Программа студии «Эпоха танца» (на музыку разных композиторов) 1918 — «Соната смерти и движения» (на музыку «10 сонаты» А. Н. Скрябина) «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца Касьян Ярославович искал свои формы раскрепощения пластики, предлагал неизвестные балету пространственные решения, используя в новых ракурсах пластику человеческого тела. На Голейзовского обрушилась критика, с обвинениями в разрушении балетных традиций и эротике, а также в конфронтации Голейзовского с академическим балетом. Хотя сам хореограф настаивал именно на классической основе балетного образования танцовщиков. Первая показательная балетная студия В 1919 году студия перешла в ведение детской комиссии ТЕО Наркомпроса и стала называться «Первой показательной балетной студией». Ставила спектакли для детей: «Песочные старички» (на музыку разных композиторов) «Макс и Мориц», на музыку Л. Шитте «Арлекинада», на музыку С. Шаминад 1920 — «Пьеро и Коломбина», на музыку С. Шаминад (для Госцирка)
Позже студия пыталась перейти в состав Камерного театра А. Я. Таирова В феврале 1921 года студия стала называться Первой государственной балетной опытной студией при Высшей мастерской балетного искусства. В конце того же года переименована в студию «Искания».
Московский Камерный балет с 1922 года студия получила своё название — Московский Камерный балет, который занял одно из центральных мест в художественной жизни Москвы начала 20 — х годов. В одноактных балетах вёлся поиск новых принципов театральности, новых пространственных решений с использованием конструктивистского оформления. В конце 1924 года руководство Московским Камерным балетом взял на себя В. И. Цаплин, потому что Голейзовский начал работать в Большом театре. Итак студия Голейзовского меняла название : 1916 — студия «Московский Камерный балет». 1918 — «Мастерская балетного искусства» 1918 — Студия при Государственном театральном училище и при Театральном техникуме. 1919 — «Первая показательная балетная студия». 1922 — Московский Камерный балет
Влияние Скрябина и Мейерхольда на творчество Голейзовского По описанию начала творческого периода Голейзовского в книге Н.Шереметьевской, художник навсегда останется верен своей любви к музыке Скрябина и будет отдавать предпочтение режиссёрским приёмам Мейерхольда. К творчеству композитора Александра Скрябина Голейзовский будет обращаться всю свою жизнь. Одна из первых постановок, которую он назвал «Белой мессой», на музыку Десятой сонаты, была трактована балетмейстером, как «Стремление человека к прекрасному, через ошибки, падения, препятствия». Голейзовский держал внимание зрителя на центральной фигуре, образе Человека, а антураж преврящал в хор, слившийся в едином порыве, вторящем переживаниям Человеку. Это было в одном стиле c режиссёрским направлением Мейерхольда. Когда же наконец Человек достигал своей цели - жертвенного подвига, его тело исчезало. «Я хотел передать бренность телесного». Для создания балетов почти все произведения Скрябина, которые выбирал Голейзовский, были оркестрованы Рогаль-Левицким.
Эротизм Тонко чувствуя экспрессивность и эротизм музыки Скрябина, Голейзовский с наслаждением и неисчерпаемой фантазией воплощает свои идеи в танцевальных композициях, используя красоту тела, как живой скульптурный материал. Он оставляет на своих исполнителях минимум одежды , показывая, как прекрасно и выразительно обнажённое тело. Видя в эротике раскрепощённое начало, Голейзовский насыщал ею даже постановки, относящиеся к «высокому стилю». И в музыке Скрябина он выделял чувственные интонации. Изысканность чувств требовала для своего выражения изысканной пластики. И в «Мимолётностях» Сергея Прокофьева эротикой дышали сложные орнаментальные пластические композиции, с мимолётно меняющимися настроениями и движениями, которые переливались одно из другого. Голейзовский придумывает термин «эксцентрическая эротика» и под этим названием создаёт целую программу. Рецензия того времени определяет создания Голейзовского, как «Экстрат фантазии и эротики, жгучей, напряжённо дрожащей на грани возможного, порой судорожно-грубой, порой целомудренной».
Постановки Творческий период Голейзовского был очень насыщенным, с 1923 по 1930 год он поставил много балетных миниатюр, среди которых: «Соната смерти и движения» (на музыку «10 сонаты» А. Н. Скрябина), «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца, «Арлекинада» и «Пьеро и Коломбина», на музыку С. Шаминад, «Фавн», Клода Дебюсси, «Саломея», Р.Штрауса, «Трагедия масок», на музыку Б. Б. Бера, «Город», на музыку М. И. Блантера, «Дивертисмент» на музыку (Э.Грига, Р.Дриго, А.Гречанинова, П.Чайковского), «Гирлянды» (А.Скрябина) (1921), (Камерный театр) «Danse sacree» ( К.Дебюси), «Мимолётности» (С.Прокофьева) (1922), (Камерный театр), «Этюды чистого танца» (А.Скрябина, Н.Метнера), (Камерный балет), «Воинственный танец» (в репертуаре Большого театра) В 1927 году состоялся вечер новых постановок Касьяна Голейзовского в исполнении артистов Большого театра, состоящий из номеров: «Мимолётности» , музыка Сергея Прокофьева, художники Н.Мусатов и Б.Эрдман «Испанские пляски» из балета «Кармен»: «Фанданго», «Сегидилья», «Астуриас», музыка Б.Бера «Сонеты Петрарки» — № 47, № 132, № 104 «Consolation» — № 2, № 3, № 5 «Кэк-уок», музыка К.Дебюсси, художник М.Сапегин В 1929 году на концерте артистов Большого театра были показаны номера Касьяна Голейзовского в концерте, состоящим из трёх частей: «Классика» Танцевальная сюита на музыку фортепианных произведений Листа, оркестровка Рогаль-Левицкого «Испанские пляски» Фрагменты из балета «Лола», музыка С.Василенко «Хореофрагменты» Музыка И.Дунаевского, Дирижер Юрий Файер, художник К.Савицкий
В 1931 году Касьян Голейзовский приступил к постановке балета «Кармен» на музыку Жоржа Бизе Касьян Голейзовский: «Ставлю "Кармен". Музыку Бизе очень талантливо смонтировал Борис Бер, либретто составил я сам по Мериме. План постановки у меня таков: Оркестр я посажу на сцену, установки пойдут частью над оркестром, частью на авансцене. Два занавеса…» — Касьян Голейзовский, 23 ноября 1932 года, «Из дневника»
В 1931 году Голейзовский поставил для Московского художественного балета спектакль «Листиана» В 1933 году — Балет «Шопен», на музыку Шопена для солистов балета Большого театра
В 1934 году Касьян Ярославович работал с Ленинградским хореографическим училищем, для которого он поставил балеты «Вакханалия» и «Под дождём», на музыку А.Глазунова, а также «Альдорада», на музыку М.Равеля. В Московском хореографическом училище он поставил балет «Песнь любви» на музыку Ф.Листа. и наконец на сцене Большого театра в опере "Князь Игорь" осуществил постановку балета «Половецкие пляски», на музыку Бородина, в 1933 году
В 1935 году в Харькове поставил классический балет «Спящая красавица» Чайковского В 1939 году в Минске - «Бахчисарайский фонтан» Асафьева В 1942 году Голейзовский осуществил собственную редакцию балета «Бахчисарайский фонтан» Танцы в Дон Кихоте В 1942 году на сцене филиала Большого театра Михаил Габович ставил новую версию балета Петипа « Дон Кихот» Минкуса по основной постановке Горского Касьян Ярославович в нём поставил танцы: Цыганский танец (вставной номер), музыка - Bалерий Желобинский Сольный номер Эспады (Первая картина 1 акта), музыка - Людвиг Минкус Картина "Таверна" (Вторая картина 1 акта), музыка - Людвиг Минкус Сольный номер Эспады (Первая картина 1 акта) Болеро - Четвёртый акт Танец двух подруг Китри и Санчо Панса - Четвёртый акт Финальный, массовый танец - Четвёртый акт
В 1943 году для концерта Ольги Лепешинской Голейзовский поставил номера «Стрекоза» и «Мазурка» на музыку Ф.Шопена В 1943 году в Донецке Голейзовский поставил балет «Половецкие пляски» и в 1955 году поставил этот балет («Половецкие пляски») в Ленинграде с 1956 по 1962 годы ставил для молодых артистов Большого театра концертные программы
В 1958 году для Ленинградского хореографического училища сочинил балет «Листиана», состоящий из произведений Ференца Листа: «Забытый вальс» «Утешение» «Вальс-импровизация» «Листок из альбома» «Мыслитель» «Забытый романс» «Порыв» «Кампанелла» «Принцип сюитности сохраняется Голейзовским не только в „Шопениане", „Листиане", „Скрябиниане", фольклорных программах „Чарде" и „Дионисе", но переносится и в сюжетный спектакль. Танец Голейзовского выражает чувства, неподвластные словам, мимолётные настроения, сложные психологические состояния, высокие душевные порывы. Считая самым совершенным видом хореографии симфонический танец, смысл в его произведениях выходит за пределы жизненных историй, он гораздо шире и значительней. Это большие поэтические и философские обобщения» — М.Н.Юсим
Концертные номера для артистов Большого театра С 1960 по 1962 годы Касьян Ярославович Голейзовский работал с артистами Большого и поставил программы:
Первая - в 1960 году «Вечер новых хореографических миниатюр» в исполнении артистов Большого театра «Гирлянды», А.Скрябина (Поэма op. 32, No.1) «Три настроения», А.Скрябина (Прелюдия, op. 11, No.17,10,6), исполняли: Елена Черкасская и М. А. Тихомиров «Полет стрекозы», Ф.Листа «Вальс», Штрауса «Фантазия», С.Василенко «Хореографическая композиция», С.Рахманинова «Хореографический этюд», А.Скрябина «Радость», С.Рахманинова «Героический этюд», А.Скрябина (Этюд, op. 8, No.12) «Печальная птица», Равеля «Трагическая поэма», А.Скрябина (Поэма, op. 34) «Лирическая этюд», А.Скрябина (Этюд op. 2, No.1) «Мазурка», А.Скрябина (op. 3, No. 6) «Утешение», Ф.Листа «Хореографический этюд», Мануэль де Фалья «Нарцисс», Черепнина «Танец уличных танцовщиков», Художники: Анель Судакевич, В.Мамонтов, А.Петрицкий, Р.Макаров
Вторая - в 1962 году Концерт артистов Большого театра «Мечты» («Дифирамб») (op. 24), исполняли: Елена Рябинкина, С. К. Власов «Три прелюдии» (op. 16, No. 1,2,4) «Вакхический этюд» (Этюд, op. 8, No.10) «Романтический дуэт» (Прелюдия, op. 51, а-moll, «Хрупкость») «Романс», Кирснера Художники: В.Клементьев, С.Вирсаладзе Русская В 1966 году Голейзовским был создан шедевр классической и образной хореографии «Русский танец» на музыку Чайковского, в исполнении Риммы Петровой.
В 1967 году Касьян поставил «Две прелюдии» на музыку Баха для творческого вечера Никиты Долгушина
С 1953 по 1968 годы Касьян Ярославович Голейзовский на сцене Большого поставил спектакли, которые навсегда останутся в истории балета:
«Половецкие пляски» (1953),«Скрябиниана» © (1962), «Лейли и Меджнун» © (1964) и
«Мимолётности» © (1968), на музыку С. Прокофьева
В 1969 году Голейзовский поставил балетный номер «Размышления» на музыку
Ж. Массне для Вадима Гуляева и Натальи Большаковой.
Полный список концертных номеров Голейзовского по году выпуска Большой театр Елена Рябинкина "Касьян Голейзовский возобновил для меня «Вальс» Штрауса, я с первых же репетиций старалсь ухватить верный характер, стиль данного танца.
В 1961 году у Голейзовского родилась идея создания вечера новых хореографических композиций, и он предложил нам, тогда молодым артистм балета Большого: Максимовой, Васильеву и мне, стать организаторами и зачинщиками этого вечера. В течение зимы работа кипела вовсю. Артисты и концертмейстеры работали без вознаграждения. Наконец состоялась премьера, и успех превзошёл все наши ожидания. Творчество Голейзовского предстало и засверкало новыми красками. Я танцевала «Печальную птицу» Равеля, «Мелодию» Дворжака, «Радость» Рахманинова. Касьян Ярославович как никто чувствовал индивидуальные качества того или другого исполнителя, и при сочинении танца отталкивался от этого. " — Елена Рябинкина Майя Плисецкая Голейзовскому: «Дорогой Касьян Ярославович. Наша с Вами встреча на первом моем сольном концерте принесла мне очень много, несмотря на неудачу. Я думаю, что неудача произошла из-за полной недоделанности, поспешности и несрепетированости моего концерта. Я была слишком неопытна и не понимала всей серьезности этой работы.». — Поклоняюсь Вам, ваша Майя Постановки в Большом 1934 поставил «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» 1953 возобновил «Половецкие пляски» 1959 — для хореографического училища - «Вечер хореографических миниатюр» (МХУ) 1960 — 1962 — Концертные программы, с участием молодых артистов Большого театра В 1962 году Касьян Голейзовский осуществил постановку балета «Скрябиниана» © в Большом театре В 1964 году поставил балет «Лейли и Меджнун» © на музыку С. А. Баласаняна [править] Концертные номера «Нарцисс», исполнитель: Владимир Васильев «Мазурка», исполнитель: Екатерина Максимова «Печальная птица» (Равеля), исполнитель: Елена Рябинкина «Мелодия» (Дворжака), исполнитель: Елена Рябинкина «Радость» (Рахманинова), исполнитель: Елена Рябинкина «В 1961 году на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского состоялось долгожданное возвращение Касьяна Голейзовского к столичным зрителям. Надо было видеть всех людей, пришедших на премьерный показ „Хореографических миниатюр", чтобы оценить высокую знаковость этого события. Мне же посчастливилось стать свидетелем работы мастера над каждым номером тщательно подготовляемой программы. Касьян Голейзовский обладал редким даром тонко чувствовать индивидуальность каждого танцовщика и использовать весь его творческий потенциал. Даже посредственным исполнителям помогал он раскрыть их незаметные для других достоинства и поставить номера так, что зритель долго не отпускал артистов со сцены. На репетицию Касьян Ярославович всегда приходил с зарисовками поз и движений будущих миниатюр, которые являлись непременным подспорьем в нелегкой работе. Я видел многие рисунки постановщика, любовно воспроизводящие божественную кантилену танца Володи Васильева в номере „Нарцисс" на музыку Черепнина, но особо меня поразил цикл зарисовок Кати Максимовой, танцующей скрябинскую „Мазурку". А когда виртуозные па балерины соединились на сцене с ее великолепным даром актрисы, восхищение зрителей достигло запредельного уровня. Я вспомнил провидческие пушкинские строки, посвященные русским балеринам XIX века, и ощутил живую связь времен, которую не удалось разрушить никаким революциям и войнам.»— Савва Ямщиков
Номера «Скрябинианы»
«Гирлянды» (Поэма op. 32, No.1. (Fis-dur) «Три настроения» (Прелюдия, op. 11, No.17,10,6), исполняли: Елена Черкасская и М. А. Тихомиров «Трагическая поэма» (Поэма, op. 34), исполняли: Н. В. Филиппова, А.Закалинский, Р.Карельская, В.Кошелев «Лирическая этюд» (Этюд op. 2, No.1. (cis-moll) «Мазурка» (op. 3, No. 6 (cis-moll), исполняли: Е. Максимова, Н. В. Филиппова «Романтический дуэт» (Прелюдия, op. 51, а-moll, «Хрупкость»), исполняли: Н. В. Чистова, Б. И. Хохлов, Наталья Рыженко, Татьяна Попко, Я. Сех, П.Хомутов «Вакхический этюд» (Этюд, op. 8, No.10. (Des-dur) «Мечты» («Дифирамб») (op. 24, («Reveries», для большого оркестра), исполняли: Елена Рябинкина, С. К. Власов, Л.Жданов «Героический этюд» («Героика») (Этюд, op. 8, No.12. (dis-moll), исполняли: Г. В. Ледях, Ш.Ягудин, О.Соколов «Три прелюдии» (Прелюдии: op. 16, No. 1,2,4) «Две поэмы» (op.44 (C-dur) «Сатаническая поэма» (op.36) «Странность» (поэма, op. 63, No.2) «Драматическая поэма» (op. 32, No.2, (D-dur)[18] А так же три номера, которые не всегда были в составе сюиты: «К Пламени» op. 72 — идёт как увертюра в сценарии К.Голейзовского, «Мрачное пламя» op. 73, No.2, «Созвездие»
«Половецкие пляски» Премьера постановки Касьяна Голейзовского состоялась 19 января 1934 года в Большом театре. «Половецкие пляски » из оперы Бородина « Князь Игорь», основанной на сюжете похода князей Игоря и Всеволода Святославовичей на половцев, воспетом в «Слове о полку Игореве», ставились Голейзовским по партитуре. Каждый рисунок строился в согласовании с ритмом, мелодией и тембром оркестровых красок. Постановки балетного действия: Первая постановка: 19 января 1934 - Большой театр, Москва, Художник - Ф.Ф. Федоровский. Исполнене:Балетная труппа Большого театра. Экранизация: 1951 - "Большой концерт" Вторая постановка: 1953 - Возобновление, Большой театр, Москва. Художник - Фёдор Федоровский, Дирижёр - М.Н.Жуков. Экранизация в 1972 году.
«Лейли и Меджнун» — Хореографическая поэма в трёх актах Касьяна Голейзовского на музыку Сергея Баласаняна. Премьера состоялась 1964 году на сцене Большого театра. В сюжете балета события, происходящие в VIII - IX веках в одном из Согдийских городов. [19] Трехактный полнометражный балет Касьян Голейзовский поставил в духе импрессионизма, он задуман, как красивая легенда о возвышенной, трогательной, трагической любви юных героев, разделённых силой сословных предрассудков. Исполнители: Кайс Меджнун - Михаил Лавровский, Владимир Васильев, Лейли - Елена Черкасская, Наталья Бессмертнова, Нина Тимофеева
« Мимолётности» В1968 году — «Мимолётности» © ансамбль "Молодой балет" на сцене зала Чайковского, на музыку С. Прокофьева «Новая форма музыки влечёт новую форму движения» — Касьян Голейзовский «Мимолётности» — произведение называлось «Visions fugitives», которое было задумано Прокофьевым и Голейзовским в виде вереницы возникающих на мгновение и исчезающих видений, призраков, событий, случайных встреч. Музыкальная программа "Мимолётностей", несмотря на краткость эпизодов, составляет последовательное и своеобразное по изобразительной манере логическое чередование образов окружающего мира: событий, впечатлений, наиболее чётко запоминающихся жестов,ракурсов, движений. Всего, что зафиксировала память, что продиктовали часы, минуты, секунды,что запечатлели навсегда чувства, сердце, воображение, любопытство и наблюдательность.Первые исполнители - Театр им. Кирова: Г.Покрышкина, Н. Янанис, И. Хилова, А. Клопцов, Н. Аподиакос, Г.Шрейбер
Мюзик-холл, физкультурный парад и Кинематограф 1928 — 1929 — Голейзовский ставил концертные программы в мюзик-холлах Москвы и Ленинграда;
1934 — «Марионетки», режиссёр Я. А. Протазанов, (постановщик танцев в фильме) 1936 — «Цирк», режиссёр Г. В. Александров, (постановщик танцев в фильме)
1938 — 1940 — Постановщик масштабных зрелищных физкультурных парадов
1947 — «Весна», режиссёр Г. В. Александров, (постановщик танцев в фильме)
Фильмография 1934Марионетки (фильм)Постановщик танцев в фильме 1936Цирк (фильм, 1936)Хореограф 1947Весна (фильм)Постановщик танцев в фильме 1965«Размышления о балете» (документальный фильм) 1971«Хореографическая симфония»(телефильм-концерт) 1971«Половецкие пляски»(экранизация балета) 1971«Скрябиниана»(экранизация балета) 1985«Мимолётности»(экранизация балета) 1985С.Прокофьев «Загадка».(1968)Исполняет Татьяна Лаврова (1985) 1985С.Прокофьев «Желанная встреча» (1968)Исполняет Ольга Павлова, Виктор Касацкий (1985) 1990Хореографические образы Касьяна Голейзовского. «Размышления о балете», «Воспоминания о Голейзовском», "Скрябиниана" (документальный фильм)
Признание и награды Заслуженный артист Белорусской ССР (1940) Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954
Сочинения 1964 — Голейзовский К.Я. «Образы русской народной хореографии». — 1964. 1972 — Голейзовский К.Я. «Мгновения», (фотоальбом) / Леонид Тимофеевич Жданов. Вступительный текст Н.Черновой. — В Альбоме использованы рисунки К.Я.Голейзовского, созданные им во время постановки балета «Лейли и Меджнун». — Редактора:Н.Мамаева и Т.Хлебнова; Корректор:Н.Коршунова, 1972. — 20 000 экз. 1984 — Голейзовский К.Я. «Жизнь и творчество». — Москва: Всероссийское Театральное Общество, 1984. [26]
Литература 1950 — Слонимский Ю. «Материалы к истории советского балетного театра». — «Советский балет», 1997. — (переиздание). 1974 — Михайлов М. М. «Музыка и хореография современного балета». — 1974. 1985 — Шереметьевская Н. Глава «Балетмейстеры-новаторы 20-х» // «Танец на эстраде». — «Искусство», 1985. — С. 83-113. [27] 1997 — «Энциклопедия Русский балет». — «Согласие», 1997. — С. стр.134-136.. 2001 — Тейдер В. А. «Касьян Голейзовский. «Иосиф Прекрасный».. — «Флинта». — «Наука», 2001. — С. стр.134-136..
|