Латышский народный танец.
Latvian folk dance. Latviesu tautas deju.
В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах, однако наглядного описания их литература той эпохи не дает. Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно относились к народному искусству.
С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества. Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней.
Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.
В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который, кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.
В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину, так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.
В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник, и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы. Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной, но и двое мужчин или две женщины.
В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница), исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.
Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни. Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.
Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик»—круг, иногда два «садика» — два концентрических круга.
В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке, вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных направлениях и обходя друг друга.
В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии, перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее, поочередно отдельные исполнители той и другой линии.
Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.
Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе. Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.
Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш» (Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка, если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис» (пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками, которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка», в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.
Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились. Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене, «Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.
Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами. Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары. Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.
Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др.. Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот, фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца. По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные, без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.
Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе. У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой; праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.
Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки, иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами. Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта». Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник, иногда низенькие, в виде ободка.
Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка, более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы, наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога. Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки, свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками, ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.
|