ВМЕСТО ПРИВЕТСТВИЯ…
ИЛИ ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАВАЛСЯ ЭТОТ САЙТ?
О ПРОБЛЕМАХ В ОБЛАСТИ
КОМПОЗИЦИИ И ПОСТАНОВКИ ТАНЦА
Имея практику преподавания КПТ в средне специальных учебных учреждениях, проводя семинары для руководителей самодеятельных хореографических коллективов, ведя полемику с коллегами в приватных беседах, я постоянно сталкиваюсь с фактом того, что в большинстве своём, мы слабо или вообще не представляем:
1.Что же такое дисциплина КПТ как целое, так и его составные (драматургия, режиссура, музыкальная драматургия и т.д.) их назначение и иерархия;
2.Методику (технологию) освоения компонентов составляющих КПТ ( лексика, лейтмотив, фраза, акцент и т.д.) то есть его более внутреннюю структуру - его содержание как конкретное производное.
Незнание или полное невладение специальной терминологией применяемой в процессе изучения и преподавания КПТ, и отсутствия единого определения и назначение этих понятий, а они то и являются основополагающими, - ни чем и никем не регламентируется, по причине спецификой уникальности этой дисциплины. Рабочие учебные программы по КПТ рекомендуемые как Министерством образования, так и авторские программы как правило не отображают реальной действительности, каждый говорит как-бы о своём, то всё вместе это вносит хаос и путаницу в определении сути основных понятий, а порой и подмену их – это во первых, и во вторых, в неточном, неправильном толковании уже как бы общепринятых известных понятий(композиция танца, музыкально-хореографический образ, режиссура танца и т.п.).
Преподаватели на своих уроках говорят со студентами на непонятным, на каком-то ”тарабарском” языке (к примеру часто фразу заменяют на "восьмерку", фрагмент - на "кусок" и.т.д.) , слова-заменители, которые они прменяют в объяснении не вызывает точных ассоциаций у студентов и они не понимая, вынуждено повторяют, не задумываясь, что этот ”сленг” не есть профессиональная терминология. И в итоге это напрямую отражается на степени понимания того, что и как мы говорим студентам, и влияет на их профессиональный уровень, и в перспективе как на специалиста, будущего автора танцевальных сочинений.
На традиционных ежегодных смотрах самодеятельности танцевального творчества мы имеем возможность увидеть своих выпускников, коллег-хореографов в деле, на практике. Картина с каждым годом всё удручающей, если рассматривать качество и уровень представленных постановок. Ощущение досады вызывает то, что в хореографию пришли и продолжают приходить люди "далёкие” от знаний и пониманий её элементарных основ, и только потому, что противостоять им некому, а если и есть противостояние то оно робкое и неубедительное т.к. уровень "специалиста-хореографа” очень низкий.
И ещё в связи с этим: крайне ошибочная повсеместная практика уповать на всевозможные семинары, которые по сути ничего базового не дают, информация получаемая на них носит сиюминутность, а сами "мэтры таких форумов” вызывают подозрение и сомнение в компетентности, их "экзерсисы” вызывают больше вопросов, чем ответов на них и это действительность культивируется и продолжает набирать силу. А подоплёка этих семинаров сегодня проста - это их коммерческая, финансовая сторона, на которой построен бизнес и определённая категория "специалистов” живёт только с этого (Ради объективности хочется сказать, но что очень редко, как откровение - бывают исключения). Информация на этих псевдо - семинарах самого низкого пошиба и относиться к ней необходимо аналитически.
В завершении обозначения проблематики этой статьи хочется посоветовать коллегам следующее: т.к. специального учебника нет, в котором бы было прописано всё подробно, да его наверное и не должно быть, так же как нет учебника создания шедевров, но определить для себя базовые ступени и их составные вполне реально.
Есть книги, которые я считаю первоисточниками в них не напрямую но при пристальном прочтении прописаны все "технологические” составляющие балетного спектакля - это в первых.
Во-вторых, исторический анализ позволит проследить как на протяжении всей своей истории, вбирая в себя всё прогрессивное - из чего и складывались основные принципы и законы композиции, танец от служанки оперного спектакля, выпестовался в самостоятельный жанр, превратился сегодня в сложный, художественный механизм под названием балетный театр.
В третьих анализ этих книг позволит вычленить зерно, и составить для себя ту базовую структуру, на которой будет легко выстроить свои методы и приёмы овладения искусством постановочной работы и создания хореографических произведений любой танцевальной формы, тем самым дать студенту методически и практически овладеть ремеслом профессии и возможно, в перспективе он станет творцом.
Для начала я предлагаю самый доступный перечень книг:
Непосредственно по композиции танца
-это "Балетная библия ” Ж.Ж.Новерр
” Письма о танцах”,
- книги Фёдора Лопухова:
Пути балетмейстера. – Берлин: Петрополис, 1925;
Шестьдесят лет в балете. – М.: Искусство, 1966;
Хореографические откровенности.
– М.: Искусство, 1972;
В глубь хореографии. – М.: Фолиум, 2003.
-шедевр Касьяна Голейзовского
”Образы русской народной хореографии”
-обе книги Михаила Фокина
-книги В. Гаевского
По драматургии:
-Питер Брук "Пустое пространство”,
-Георгий Козинцев ”Пространство трагедий”,
По основам теории музыки:
любая, есть электронные,
(я предпочитаю Вахрамеева) В.А.Вахрамеев
”Элементарная теория музыки" М.-,Музыка,1983.
-и недавняя очень шикарная книга Галины Лебедевой
"Балет: семантика и архитектоника"