Вторник, 18.02.2025, 06:58 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Информация о сайте


 
ВМЕСТО ПРИВЕТСТВИЯ…
ИЛИ ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАВАЛСЯ ЭТОТ САЙТ?

 

 

                                              О ПРОБЛЕМАХ В ОБЛАСТИ

                                  КОМПОЗИЦИИ И ПОСТАНОВКИ ТАНЦА

 

Имея практику преподавания КПТ в средне специальных учебных учреждениях, проводя семинары для руководителей самодеятельных хореографических  коллективов, ведя полемику с коллегами в приватных беседах, я постоянно сталкиваюсь с фактом того, что  в большинстве своём, мы слабо или вообще не представляем:

1.Что же такое дисциплина КПТ как целое, так и  его составные (драматургия, режиссура, музыкальная драматургия и т.д.)  их назначение и иерархия;

2.Методику (технологию) освоения   компонентов  составляющих КПТ  ( лексика, лейтмотив, фраза, акцент и т.д.) то есть его  более  внутреннюю  структуру - его  содержание как конкретное производное.
Незнание или полное невладение специальной терминологией  применяемой в процессе изучения и преподавания КПТ, и отсутствия  единого определения и назначение  этих  понятий, а они то и являются основополагающими, - ни чем и никем не регламентируется, по причине  спецификой уникальности этой дисциплины. Рабочие учебные программы по КПТ рекомендуемые как Министерством образования, так и авторские программы как правило не отображают реальной действительности, каждый говорит как-бы о своём, то  всё  вместе это вносит хаос и путаницу в определении сути  основных  понятий, а порой и подмену их – это  во первых,  и во вторых, в  неточном,   неправильном  толковании уже как бы общепринятых  известных понятий(композиция танца, музыкально-хореографический образ, режиссура  танца и т.п.). 
Преподаватели на своих уроках говорят со студентами   на непонятным, на каком-то  ”тарабарском” языке (к примеру часто фразу заменяют на "восьмерку", фрагмент - на "кусок" и.т.д.) , слова-заменители, которые они прменяют в объяснении   не вызывает точных ассоциаций у студентов и они не понимая,  вынуждено повторяют, не задумываясь, что этот ”сленг”    не  есть профессиональная терминология. И в итоге это  напрямую отражается на степени понимания того, что и как  мы говорим студентам, и влияет на их  профессиональный уровень, и в перспективе  как на специалиста, будущего  автора танцевальных сочинений. 
 На традиционных ежегодных смотрах самодеятельности танцевального творчества мы имеем возможность увидеть своих выпускников, коллег-хореографов  в деле, на практике. Картина с каждым годом всё удручающей, если рассматривать качество и уровень представленных  постановок. Ощущение досады вызывает то, что  в хореографию пришли и продолжают приходить  люди  "далёкие” от знаний и пониманий её элементарных основ, и только потому, что противостоять им некому, а если и есть противостояние то оно робкое и неубедительное т.к. уровень "специалиста-хореографа”  очень низкий.
И ещё в связи с этим: крайне ошибочная повсеместная практика уповать на всевозможные  семинары, которые по сути ничего базового не дают, информация получаемая на них носит сиюминутность, а сами "мэтры  таких форумов”  вызывают подозрение и сомнение в компетентности, их "экзерсисы” вызывают  больше вопросов, чем ответов на них и это действительность культивируется и продолжает набирать силу. А подоплёка этих семинаров сегодня  проста - это их коммерческая, финансовая сторона, на которой построен бизнес и определённая категория "специалистов” живёт только  с этого (Ради объективности хочется сказать, но что очень редко, как откровение - бывают исключения). Информация на этих псевдо - семинарах самого низкого пошиба и относиться к ней необходимо аналитически.    
В завершении обозначения проблематики  этой статьи  хочется посоветовать коллегам следующее: т.к. специального учебника нет, в котором бы было прописано всё подробно,  да его наверное и не должно  быть, так же как нет учебника создания  шедевров, но  определить для себя базовые ступени и их составные  вполне реально.
Есть книги, которые я считаю первоисточниками в них не напрямую но при пристальном прочтении прописаны все "технологические” составляющие балетного спектакля - это в первых.
Во-вторых, исторический анализ позволит проследить как на протяжении всей своей истории, вбирая в себя всё прогрессивное  - из чего и складывались основные принципы и  законы композиции, танец от служанки оперного спектакля, выпестовался в самостоятельный жанр, превратился сегодня в сложный, художественный механизм под названием балетный театр.
В третьих анализ этих книг  позволит  вычленить зерно, и составить для себя ту базовую структуру, на которой будет легко выстроить свои методы и приёмы овладения искусством постановочной работы и создания хореографических произведений любой танцевальной формы, тем самым  дать студенту методически и практически овладеть ремеслом профессии и возможно, в перспективе он станет творцом.
 

Для начала я предлагаю  самый доступный перечень книг:

Непосредственно по композиции танца

-это "Балетная библия ”  Ж.Ж.Новерр
 ” Письма о танцах”,

- книги Фёдора Лопухова:

Пути балетмейстера. – Берлин: Петрополис, 1925;

Шестьдесят лет в балете. – М.: Искусство, 1966;

 Хореографические откровенности.
– М.: Искусство, 1972;

В глубь хореографии. – М.: Фолиум, 2003.

-шедевр Касьяна Голейзовского
”Образы русской народной хореографии”

-обе книги Михаила Фокина

-книги В. Гаевского

 

По драматургии:

-Питер Брук "Пустое пространство”,

-Георгий Козинцев ”Пространство трагедий”,

 

По основам теории музыки:
 любая, есть электронные,
(я предпочитаю Вахрамеева) В.А.Вахрамеев
”Элементарная теория музыки" М.-,Музыка,1983.
-и недавняя очень шикарная книга Галины Лебедевой
"Балет: семантика и архитектоника"

 

 

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета