МИХАИЛ ФРЕНКЕЛЬ Современная сценография
(НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)
часть 1
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Глава первая, в которой читатель вводится в мир сценографического искусства и знакомится с его становлением и развитием от античного театра до театра современного
Глава вторая, из которой читатель узнает, как желание поставить пьесу приводит режиссера к художнику (или наоборот) и при каких условиях возникает необходимое творческое содружество
Глава третья, в которой рассказывается, как замыслы постановщиков воплощаются в действенной сценической среде, и читатель убеждается в необходимости сценографического конфликта
Глава четвертая, из которой читатель узнает, что сценографическая живопись, оживающая под воздействием освещения, состоит из цвето-фактур, костюмов, грима и других цветовых пятен
Глава пятая, в которой читатель следит за тем, как главное действующее лицо спектакля — актер — выходит на сцену и, попав в вымышленный предметный мир, знакомится с ним
Глава шестая и последняя, в которой читатель узнает, как сводятся в единую композицию все элементы спектакля, по каким законам это делается и что такое образ в сценографии
В книге рассмотрены главные этапы становления и развития сценографии, отдельные главы посвящены работе художника театра с режиссером, актерами, раскрыты принципы театральной живописи и света, организации сценической среды, композиции и образа.
В предлагаемой книге рассматриваются некоторые вопросы теории и практики сценографии как составной части спектакля, роль которой в современном театре неуклонно возрастает. Вопросам современной сценографии посвящены отдельные издания и многочисленные статьи в специальной периодической печати, освещающие творчество художников театра, и выставки их работ.
Однако теории сценографии и методологии практической деятельности художника уделяется пока еще недостаточное внимание. Существует разночтение в определении как самого предмета сценографии, так и ее выразительных средств, например, сценической среды, живописи, построения конфликта и проч.
Интерес к сценографии практиков и исследователей театра связан с тем, что театр, как развивающийся творческий организм, все время обновляет средства активного воздействия на публику, и не только на публику, но и на главное действующее лицо театра — актера. В арсенале театра сценография и явилась одним из подвижных действенных образных средств выражения. Многовековой опыт жизни театра свидетельствует о непрестанном развитии двух видов изобразительного искусства сцены — театрально-декорационного и сценографии. Об истории и развитии театрально-декорационного искусства написано много фундаментальных исследований. Однако эти исследования не затрагивали или почти не затрагивали вопросов теории и практики сценографии. В этой связи недостаточно изучен и исследован опыт сценографических работ многих художников театра прошлого и настоящего.
В предлагаемой книге делается попытка на основе обобщения опыта, накопленного практиками и теоретиками театра, разобраться в некоторых вопросах теории сценографии, упорядочить специальную терминологию и методологию практической деятельности художника театра. В первой части работы дан краткий исторический экскурс в историю сценографии, приводится разбор работ ряда художников театра. Автор использует также собственный многолетний опыт работы в театре.
Проблемы, затронутые в книге, далеко не исчерпаны, работа не претендует на полноту решения поставленных задач, потому что театроведческие исследования в области сценографии еще далеки от обобщений и выводов.
Книга выросла из лекций для режиссеров Киевского государственного института театрального и киноискусства имени И. К. Карпенко-Карого. Так как работа строилась в плане исследовательском и учебном, автор надеется, что книга вызовет интерес у широкого читателя, у специалистов театра, у студентов театральных и художественных учебных заведений.