Абстрактный экспрессионизм Дага Варона
Современный танец Нью-Йорка делится на “аптаун” и “даунтаун” не только географически — это особенность нью-йоркских хореографов по разному смотреть на мир, вдохновляющий их на новые работы, по разному ощущать сценическое пространство и разными способами выстраивать диалог со зрителем
Яркими представителями танцующего “аптауна” являются известные всему миру культовые танцевальные компании — Американский балетный театр, труппы Марты Грэхем и Элвина Эйли. Это театрализованный, костюмированный современный танец, безукоризненно исполняемый профессиональными танцовщиками, воспитанными классическим танцем. Эти компании создавались гениальными хореографами ХХ века как средство воплощения поисков нового, правдивого, более природного движения. Это был “новый” танец, танец “модерн”, достаточно органично существовавший в театральном пространстве, где идея, мысль, сюжетная линия, законы драматургии и композиции не воспринимались как нафталиновые пережитки эпохи классицизма и романтизма, наоборот, стали выразительной особенностью их “новой” хореографии, изъясняющейся не всегда понятным, молодым языкм.
Танцующий “даунтаун” творит с абсолютно иным творческим посылом. Его главными особенностями является доступность сценической площадки для танцовщика любых физических данных и технических возможностей, повседневная одежда вместо сценических костюмов, иными словами, исполнители “даунтауна” заметно отличаются от привычного и любимого нами образа танцовщика с идеальной фигурой и многолетней школой за плечами. В основе работ, как правило, лежит абстрактность, бессюжетность, эпатаж. В таких постановках хореограф обнажен для зрителя.
И “аптаун”, и “даунтаун” явления бесценные, совершенно необходимые современному искусству, и сравнения по традиционным критериям, споры, что имеет право на существование, а что нет, здесь неуместны. Тем более что и “вверху” города, и“внизу” есть свои лидеры, яркие представители, мощные двигатели современного танца.
Одним из лидеров “даунтауна” в современном Нью-Йорке является американский хореограф Даг Варон (Doug Varone), более 25 лет назад создавший танцевальную компанию “Даг Варон и Танцоры” (Doug Varone and Dancers).
Даг Варон сейчас — это мейнстримовый хореограф, являющийся бессменным балетмейстером и режиссером своей танцевальной труппы, преподающий основы композиции и постановки танца в лучших американских университетах, работающий постановщиком мюзиклов, опер и модных дефиле.
Варон постоянен в своем развитии и наблюдении, его вдохновляют простые и очевидные вещи, он обнажает себя, свой внутренний мир, он любит и ценит людей и в каждом совершенно искренне видит индивидуальность. Он обладатель уникального, узнаваемого и запоминающегося балетмейстерского почерка, его отличает необычайная легкость, свобода, стремительность. Вращения, удлиненные линии, ломаный ритм, пунктир в лексике и всегда необъяснимо логичная, объемная композиция, где органично решается поставленная творческая задача, а в танце соединяются непревзойденные танцовщики.
Варон как балетмейстер мыслит абстрактно, заключая в неуловимую канву своих постановок достаточно тривиальные образы: вырезки и фотоснимки из старых газетных выпусков, мимолетные истории самых обычных людей. Убирая физические черты балетмейстер оставляет глубину и суть, и, конечно, без конкретных пояснений художника каждый отдельный зритель увидит нечто свое, навеянное сложной партнерской композицией и не менее сложной музыкальной фактурой.
О взаимодействии танцовщиков в работах Варона, о непрерывающемся партнерском контакте, являющимся неотъемлемой частью балетмейстерского почерка Варона стоит сказать отдельно. Танцевальная труппа Дага Варона, а по его словам, его семья, состоит из 8 человек абсолютно различающихся по возрасту и физическим данным, но в постановках Варона они всегда единый живой организм, где у каждого не просто свое место и своя роль, каждый из них незаменим. Половая принадлежность танцовщиков по Варону несколько нивелирована, в его хореографии нет женских и мужских партий, есть мощная, многоуровневая хореография, задействующая каждый сантиметр сцены, каждый вздох исполнителя. Каждый из работающих на сцене неразрывно связан со своим партнером идеей, композицией, настроением. Телесный либо композиционный контакт, органика которого потрясает, увлекает и завораживает, в работах Варона доведен до совершенства, он всегда оригинален и разрешен до последнего выдоха. Талантливая и интеллигентная композиционная работа хореографа — визитная карточка танцевальной компании “Даг Варон и Танцоры”. Он умеет работать со своими танцовщиками, создавая на каждой отдельной репетиции дружескую, творческую и весьма продуктивную атмосферу. Артисты труппы всегда соавторы постановок, они открыты, отзывчивы и настроены на одну волну со своим балетмейстером. Это искреннее, доброе отношение автора к своим исполнителям и исполнителей к своему автору создает почти осязаемую материю большого искусства, где отправной точкой является человеческая душа.
“Покинутые лодки” (“Boats Leaving”) — предыстория, история и послесловие отдельно взятого газетного фотоснимка. Голоса, восклицания, рыдания при перманентном безмолвии танцовщиков.
Захватывает атмосферность, которую рождает музыка и напряженная работа танцовщиков. Напряженная потому, что не выпадая ни на секунду из предложенных обстоятельств, они перемещаются из образа в образ, путешествуя во времени, из события в событие, трансформируя пространство сцены. Каждый фотоснимок в газете есть иллюстрация чьей-то жизни: подвиги, происшествия, маленькие победы и большие радости. Варон же иллюстрирует душу, ликующую или измученную, просветленную надеждой или отчаявшуюся, упивающуюся успехом или растоптанную поражением. И здесь Даг Варон чуть впереди своего зрителя и ощущение того, что он знает больше, умеет слышать и говорить с какими-то высшими творческими силами не оставляет.
И доказательством тому служит “Люкс” (“Lux”) — яркий, мощный спектакль, в котором хореограф экспрессивно, напористо, уверенно открывает зрителю свою Вселенную, наполненную мириадами звезд, загадочным сиянием, неизвестностью и безграничностью. “Люкс” рождает восторг в душе, который непременно выливается в слезы восхищения и удивления от того как музыка Филиппа Глэсса (Philip Glass), балетмейстер, 8 танцовщиков и черно-белые графичного кроя костюмы могут создавать вполне реальное ощущение космоса и экстремальной вселенской энергии.
Среди самых ярких и запоминающихся работ Дага Варон хотелось бы отметить один, сравнительно недавний спектакль “Главы из разбитого романа...” (“Chapters from a Broken Novel”). Это импульсивная, настроенческая история, где забавная игра маленького ребенка перед зеркалом в туалетной комнате сменяется трагедией одинокого мужчины. Смешно и жутко. Заставляющие сопереживать картинки обычной жизни, мы видели это прежде, но впервые под таким углом, в таком эмоциональном преломлении, остро и наотмашь.
“Главы из разбитого романа...” несмотря на свою определенную сюжетность все же совершенно абстрактная история, и здесь Варон не изменяет себе и своему “даунтауновскому” видению большой хореографии. Абстрактность “Глав...” здесь сродни абстрактной живописи, художник призывает мыслить, создавая вызывающий, порой кричащий визуальный ряд. И осознание, понимание увиденного приходит не сразу. Варон вскрывает чувства и эмоции, оставляя жизненному опыту зрителя привести его именно к тому ответу, который он готов дать сам себе здесь и сейчас. А на другой сцене, при другом освещении, в другой день зритель испытает уже совсем другие эмоции и придет к совершенно другим ответам. Это главы и нашей жизни тоже...
Варон не использует декорации, но работает со светом, его костюмы просты, даже блеклы, музыка, напротив, сложна для восприятия, но еще более сложной кажется его хореография, архитектурная, построенная на множестве мелких деталей и требующая высочайшего технического мастерства и запредельной выносливости. Одно дополняет другое и вся долгая и напряженная работа небольшой команды во главе с одним из талантливейших хореографов современности Дагом Вароном находит свой отклик в умах, душах, сердцах зрителя по всему миру.
Марина Медведева
|