Азербайджанский народный танец .
Azeybardzhansky dance.
Созданные народом танцы служили и для увеселения правящих классов Азербайджана. В средние века крупные азербайджанские феодалы держали при своих дворцах специальных танцовщиков и танцовщиц. В качестве танцоров на пирах феодальных владык выступали и дворцовые шуты. Обстановка дворцов, праздность и пустота жизни феодалов внесли в исполнение придворных артистов элементы чувственности и эротизма. Это нездоровое, утонченное искусство отмерло вместе с пережитками феодализма.
Но народный танец в его чистом виде, развивавшийся в Азербайджане в течение многих веков, сохранился до наших дней и вошел в нашу действительность.
Азербайджанской хореографии свойственно большое различие между мужскими и женскими танцами и по их характеру и по самой сущности танцевальных движений.
Основой женского танца являются движения рук, плеч, головы, причем эти движения по большей части плавные, сдержанные, строгого рисунка. Эти черты азербайджанского танца прекрасно характеризует народная артистка Азербайджана Гамэр Алмас-заде.
«В народных азербайджанских танцах, — говорит она, — длинные юбки полностью скрывают движения ног, и все внимание зрителя невольно сосредотачивается на верхней части туловища, то есть на движениях рук, плеч, головы. Очевидно, поэтому-то рисунок рук в азербайджанских танцах исключительно отшлифован и доведен до высшей степени совершенства, руки в азербайджанских танцах вполне справедливо считаются самыми мягкими и красивыми».
Обычно азербайджанский женский танец состоит из трех частей: сперва ход по кругу, затем лирическая часть — «сюзмэ», во время которой артистка, почти не сходя с места, все внимание уделяет движениям рук, корпуса, головы, эмоционально окрашивая эти движения; затем опять ход по кругу, но уже с большим эмоциональным порывом.
К числу наиболее популярных одиночных женских танцев Азербайджана относятся: «Иннабы», «Узундара», «Джейраны», «Таракяма». «Иннабы» — танец девичий, построен на легких, грациозных движениях, иногда с обыгрыванием платка. Он может исполняться также и двумя девушками. Если танец исполняют две девушки, то он начинается с того, что одна из них стремится вовлечь в танец свою подругу, которая вначале шутливо сопротивляется, но затем весело и задорно вступает в танец.
Старинный танец «Узундара» (дословно — «длинное ущелье») зародился в Нагорном Карабахе как танец девушки-невесты, которая прощается с днями своего девичества и с горечью думает о тяжелой доле, ожидающей замужнюю женщину в чужой семье. В настоящее время, утратив свое обрядовое значение, «Узундара» часто исполняется в народе и является одним из популярнейших женских танцев Азербайджана.
Танец «Джейраны» назван по имени встречающегося в степях Азербайджана грациозного животного — джейрана. Джейран — антилопа, отличающаяся стройностью сложения, ловкими, пугливыми движениями, легкостью прыжка и бега. Движения этого танца подсказаны самой природой, а содержание рождено богатой творческой фантазией народа, его поэтов, сравнивающих молодую девушку с пугливой антилопой.
Очень распространен в Азербайджане танец «Таракяма», созданный степными кочевниками. Отличающийся особой широтой и размахом движений, этот танец передает ощущение свободы и простора. Танцуют его в разных вариантах, с местными особенностями в деталях, но всегда темпераментно и зажигательно. В отличие от «Джейраны» или «Иннабы», «Таракяма» может исполняться не только женщинами, но и мужчинами. В женском исполнении танец напоминает плавный полет птицы на распростертых крыльях. Взмахнув руками и широко раскрыв их в стороны, с гордо поднятой головой исполнительница стремительно двигается вперед по кругу. В мужском исполнении танец построен на технически сложных движениях.
«Гытгылыда» — массовый женский танец хороводного типа, сочетающий в себе общее движение по кругу с отдельными импровизированными выступлениями юмористического характера. Входя одна за другой в круг, девушки представляют движениями и мимикой то злую старуху, то молодую и дерзкую вдовушку, то излишне скромную, стыдливую девушку-невесту, давая каждой из них меткие, комические, иногда злые характеристики. Для этого танца характерна смена медленных, плавных движений порывистыми, резкими.
На иной основе, по сравнению с женскими танцами, строятся азербайджанские мужские танцы, в этих танцах корпус и руки сравнительно неподвижны, а все внимание обращено на движения ног, которые очень разнообразны, технически сложны, даже виртуозны. Выполняются они резко, энергично, темпераментно, в быстром темпе.
Одним из наиболее ярких примеров азербайджанского мужского танца является танец «Джанги» (от слова «джанги» — бой, битва) — воинственный массовый танец. Исполнители его, выстроившись в ряд, сначала как бы вызывают противника на бой, затем ловкими, сильными, мужественными движениями воспроизводят самый момент боя. Необычайной жизнерадостностью отличается другой мужской танец — «Газахы». Все его ходы и движения на месте выполняются дружно, четко, резко, в быстром темпе и с большим темпераментом.
Очень популярен в Азербайджане массовый хороводный танец «Яллы», исполняемый на свадьбах,,гуляньях и народных торжествах. В нем участвуют и мужчины и женщины. Танец возглавляет «яллы-баши» — глава хоровода, вожак. Он выходит на середину круга, играя шелковым платком. Постепенно к нему один за другим присоединяются все желающие и, соединяясь мизинцами, образуют полукруг. Все следят за движениями «яллы-баши», за его платком. Взмах платка — приказ главы хоровода, и все танцующие следуют за ним по кругу, точно повторяя его движения.
Азербайджанский народ достиг замечательных успехов в развитии своей экономики и культуры. Азербайджан стал цветущей республикой.
В условиях всеобщего подъема бурно растет и развивается хореографическое искусство Азербайджана. Новое содержание широкой волной проникает в народный танец, ломая его старые формы.
Создаются новые танцы, К их числу относятся танцы: «Сбор винограда», «Сбор хлопка», «Нухинские шелкопряды». Самодеятельными коллективами были созданы постановки, передающие средствами хореографического искусства участие азербайджанской молодежи в деле борьбы за мир («Молодежная сюита»). Появляются парные танцы. Раньше они были невозможны, поскольку совместный танец юноши с девушкой не соответствовал укладу прежней жизни Азербайджана.
В основу новых танцев, как, например, «Гюльгез» и «Танец с платочком», легли новые взаимоотношения юноши и девушки. Построены эти танцы на подлинно народных движениях, с сохранением всех особенностей национальной азербайджанской хореографии. Мощно развивается профессиональное балетное искусство Азербайджана.
В новых балетах народный азербайджанский танец удачно сочетается с школой русской классики. Для азербайджанского балетного искусства характерна глубокая, органическая связь с народом и народным творчеством, признание огромной прогрессивной роли традиций русской классической хореографии и использование этого классического наследия в творческой практике театра.
|