Анджолини
(Angiolini)

Доменико Мария Гаспаро
(1731-1803)
Родился 9 февраля 1731 в Флоренции, умер 5 февраля 1803 в Милане. Итальянский балетмейстер, артист, либреттист, композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии, в 1757 начал ставить балеты в Турине. С 1758 работал в Вене, где учился у Ф. Гильфердинга.
В 1761 поставил в Вене балет «Дон Жуан, или Пир с Каменным гостем» К. В. Глюка на либретто Р. да Кальцабиджи. Анджолини создал новое для музыкального театра зрелище. Отойдя от традиционных сюжетов мифологии и древней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её «испанской трагикомедией». Анджолини показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагическую развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод.
В 1763-64 состоялись премьеры героических балетов «Клеопатра», «Фетида и Пелей», «Ифигения» и комического балета «Приключения в серале» А. Скарлатти.
В балете Глюка «Семирамида» (1765) на сюжет одноименной трагедии Вольтера Анджолини трактовал античность в свете идей Вольтера и французских энциклопедистов.
По неподтверждённым данным, впервые был в Петербурге кратковременно в 1762 или 1763. Работал в России в 1766-72, 1776-79, 1782-86, в общей сложности около пятнадцати лет, как балетмейстер, а в первый приезд и как первый танцовщик. Известны роли: Эней («Отъезд Энея, или Дидона оставленная»), Гений науки («Побеждённое предрассуждение»), участвовал в балетах при опере «Олимпиада».
Как хореограф в Петербурге дебютировал балетом «Отъезд Энея, или Дидона оставленная» (1766) по собственному сценарию, навеянному оперой на тот же сюжет, и музыкой Анджолини (впервые показан при опере «Король-пастух» В. Манфредини). Впоследствии балет шёл и обособленно от этой оперы, после других спектаклей.
В 1767 поставил одноактный балет «Китайцы» (или «Китайцы в Европе», сценарий и музыка Анджолини). В 1767 вместе с императорским двором Анджолини был в Москве. С петербурсгскими исполнителями осуществил здесь балет «Вознаграждённое постоянство» В. Манфредини, а также балеты на музыку Манфредини при опере «Хитрая надзирательница, или Глупый и ревнивый опекун» Б. Галуппи.
Познакомившись в Москве с русскими танцами и музыкой, сочинил балет на русские темы «Забавы о святках» (1767; сценарий и музыка Анджолини).
Крупнейший реформатор хореогреографического театра 18 в., Анджолини был одним из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов Анджолини, опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразительной пантомиме перед бессодержательным «фигурным танцем».
Анджолини разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Разрабатывал новые для балета темы, черпая их в классических трагедиях <...> Обращаясь к традиционным темам, привносил в них классицистское подражание природе - в воплощении характеров, в показе страстей. Важное место Анджолини отводил музыке, считая, что она «являет собою поэзию балетов-пантомим».
Анджолини почти не переносил на русскую сцену балеты, уже созданные на Западе, а сочинял оригинальные. Он поставил: 1768 - «Побеждённое предрассуждение» на собственный сценарий и музыку, - четыре балета при опере «Ифигения в Тавриде» Галуппи - балеты «Фурия», «Матросы» и «Благородные скифы»;
1769 - «Армида и Ренольд» по собственному сценарию на музыку Г. Раупаха, - четыре балета при опере «Олимпиада» Т. Траэта - «Пастухов и пастушек», «Атлетов и младых греков», «Рыбаков» и «Греческого народа»;
1770 - «Новые аргонавты» Шпрингера по собственному сценарию, - два балета на музыку Раупаха при опере «Антигона» Траэтта «Забавы, смехи и игры, всегдашние жён Македонских спутники, употребляются ими теперь к обольщению воинов и матросов Епирских» и «Прибежище Купидона»;
1772
- «Семира» на собственный сценарий и музыку по мотивам одноименной трагедии А. П. Сумарокова;
1776
- «Тезей и Арианна» на собственные сценарий и музыку, - «Пигмалион» Стенбока по собственному сценарию;
1777 - «Китайский сирота» по мотивам трагедии Вольтера на собственный сценарий и музыку, - балеты при операх «Ахилл в Сцире» и «Люцинда и Армидор», обе Д. Паизиелло;
1783 - балеты для театрального празднования «Лунный мир» Паизиелло;
1785 - «Дьявол в квадрате, или Двойное превращение» на собственный сценарий и музыку.
Анджолини преподавал в Театральном училище, а с 1782 также в труппе Вольного театра.
Творческие взгляды Анджолини изложил в полемической брошюре (Милан, 1773), содержавшей два письма к Ж. Ж. Новеру, где обвинил его в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке музыкальной основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождавшейся эстетикой сентиментализма.
В 1774 вновь сотрудничал в Вене с Глюком, поставил его балет «Китайский сирота» (1777), который в 1777 перенёс в Петербург.
Последние годы жизни Анджолини работал в миланском театре «Ла Скала». Среди постановок: «Федра» (1788), «Лоренцо», «Амур и Психея» (1789).
В конце века стал участником освободительной борьбы против австрийского владычества. В 1799-1801 находился в тюрьме; выйдя на свободу, больше в театре не работал. Четверо сыновей Анджолини посвятили себя балетному театру. Наиболее талантливым был Пьетро Анджолини (1764-1830), работавший в Италии.
|