Ленинградской консерватории.
Мне лично не довелось учиться на
балетмейстерском факультете, так как в мое время его не существовало. В дни
моей молодости, когда я начал ставить балеты и решил посвятить себя этому делу,
я понял, что балетмейстер должен обладать настоящими, большими знаниями. Я
поступил на режиссерский факультет Ленинградского института сценических
искусств, чтобы получить необходимые, с моей точки зрения, знания: в области
режиссуры, работы с художником, актером, постановочной частью театра, а также в
области истории театра, истории и теории музыки. Но моим учителем в области
балетмейстерского искусства стал Новерр — его «Письма о танце и балетах».
Разумеется, я прочитал и книги
критиков дореволюционного периода — Худекова, Плещеева, Светлова, Левинсона,
Волынско
го,— некоторые французские издания.
Но книги эти, хотя и знакомили меня с фактами из истории балета (иногда
поданными весьма субъективно), все вместе не дали мне того, что дали
новерровские «Письма...».
Из моих практических «учебников» я
могу назвать балеты «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда»,
«Коппелия», «Лебединое озеро», в некоторой части — «Баядерка», «Корсар» и
«Конек-Горбунок». С интересом всматривался я в балеты Фокина, которые в то
время еще шли в бывшем Мариинском театре. Принесли мне пользу и постановки Ф.
Лопухова, уже по одному тому, что еще школьником, участвуя в них, а затем глядя
со стороны, я понял, что мой путь будет другим. Работы Георгия Баланчивадзе в
«Молодом балете» меня не увлекли. Ближе мне были постановки начинающего В.
Вайнонена на эстраде: они всегда были содержательны, реалистичны, танцевально
изобретательны, музыкальны, и некоторые отличались настоящим житейским юмором.
В 1946 году в Москве, впервые в
истории балета, была организована кафедра хореографии и специальное
балетмейстерское отделение при Государственном институте театрального искусства
имени А. В. Луначарского. Возглавить их было предложено мне.
Среди окончивших наш институт есть
народные артисты Союза, народные и заслуженные артисты союзных республик,
лауреаты Государственных и других премий, педагоги с научными званиями. Многие
из окончивших возглавляют балетные коллективы различных театров, ансамбли
народного танца, хореографические училища. Надеюсь, что и новым нашим студентам
предстоит большая и плодотворная жизнь в искусстве.
Так вернемся к теме занятия. Может
ли балетмейстер ограничиться лишь художественным руководством вверенного ему
коллектива? Балетмейстер является организатором всей творческой жизни балетной
труппы. Он определяет ее идейную и художественную направленность. Потому так
велика его ответственность за репертуар — отчетливый показатель этой
направленности.
Балетмейстер — не только
художественный, но и идеологический руководитель труппы, ее воспитатель. Это
всегда надо помнить. От зрелости мировоззрения балетмейстера, его мироощущения
зависит идейно-творческий план работы балетной труппы. Партийность, идейность,
народность и реализм — вот комплекс всей организационно-творческой деятельности
советских балетмейстеров. Советский балетмейстер — балетмейстер нового типа: он
не ограничивает^ ся лишь творческой деятельностью, он обязан участвовать в
общественной жизни страны.
Балетмейстерское сочинение, в
которое он вложил свою душу, свои принципы, авторскую идею и мастерство,
воплощается на сцене артистами балета. Поэтому разговор наш о профессии
балетмейстера не может не включать и разговора о профессии балетного артиста.
|