Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ДИДЛО, ШАРЛЬ-ЛУИ (в России Карл) (Didelot, Charles-Louis) (1767–1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог.
Один из крупнейших представителей хореографического
искусства кон. 18 — нач. 19 вв. В 1801-29 (с перерывами) работал в
Санкт-Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного театра на
одно из первых мест в Европе.
Родился в Стокгольме в 1767 (точная дата не установлена) в
семье французских танцовщиков, работавших в Королевском оперном театре.
Начал обучаться танцу у отца, Шарля Дидло, и у Луи Фроссара.
С раннего детства выступал на сцене Оперного театра, с 1776
учился в Париже у Ж.Доберваля. Сблизился со знаменитым балетмейстером и
стал его последователем.
Одновременно, на протяжении первой половины 1780-х годов,
работал в нескольких парижских театрах, в 1786 вернулся в Стокгольм и
был назначен ведущим демихарактерным танцовщиком.
Покинул Швецию в 1787 и работал с 1788 в Лондоне в труппе Ж.Ж.Новерра, где танцевал в спектаклях Новерра и Доберваля.
Одной из первых его постановок был балет Ричард Львиное Сердце (музыка предположительно Э.Гретри, 1788).
В числе наиболее значительных постановок Дидло в период до
1801, когда он работал преимущественно в Лондоне, а иногда в Лионе, были
Метафорфоза (на сборную музыку, 1795), балет, который может считаться
первым наброском к одному из самых знаменитых произведений Дидло –
балету Зефир и Флора, ставившемуся в последующие годы под разными
названиями (Зефир и Флора, Флора и Зефир, Ветреник Зефир, наказанный и
удержанный, или Свадьба Флоры) и с разной музыкой; Счастливое
кораблекрушение, или Шотландские ведьмы (музыка Ч.Босси, 1796), балет,
который посвящен У.Шекспиру и в котором он использовал отдельные
побочные мотивы трагедии Макбет; Ацис и Галатея (музыка Босси, 1797).
В 1801 Дидло был приглашен в Петербург в качестве танцовщика и балетмейстера, а позднее педагога. Работал здесь с 1801 по 1811.
В 1815 ему удалось осуществить единственную постановку на сцене
Парижской оперы – Зефир и Флора (музыка Ф.-М.-А.Венюа, 1815), но весь
последующий, наиболее продуктивный период жизни провел в России,
возглавляя Петербургский балет с 1816 по 1833. Балеты, поставленные
здесь Дидло, тематически составляли несколько групп. Это мифологические
балеты: Зефир и Флора (музыка К.А.Кавоса, 1804 и 1818, музыка Венюа,
1812, 1815), Амур и Психея (музыка Кавоса, 1809), Ацис и Галатея (музыка
его же, 1816), Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (музыка
Ф.Антонолини, 1817) и др.; балеты сказочного содержания: Роланд и
Моргана (музыка Кавоса и Антонолини, 1803 и 1821), Хензи и Тао, или
Красавица и Чудовище (музыка Антонолини, 1819) и др.; балеты в жанре
историко-героическом: Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники
(музыка Венюа, 1817), героем которого был венгерский повстанец Ференц
Ракоци, Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов (музыка
Кавоса и Т.В.Жучковского, 1819) и др.
Особое значение имел балет Дидло на сюжет А.С.Пушкина
Кавказский пленник, или Тень невесты (музыка Кавоса, 1823). Сам Пушкин
высоко ценил балеты Дидло и упоминает его в Евгении Онегине.
Талант Дидло был по преимуществу лирическим, тяготел к
танцевальности. В его хореографических драмах кордебалет занял
значительно большее, чем раньше, место, аккомпанируя выступлениям
солистов. Пантомима существовала не сама по себе, а в тесном
взаимодействии с танцем. Особое развитие получил у него женский танец,
Дидло воспитал в школе выдающихся балерин, таких, как М.И.Данилова,
А.И.Истомина и др.
К середине 19 в. петербургский балетный театр благодаря Дидло
занял в Европе одно из первых мест, наряду с труппой Парижской оперы.