Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18).8.1871, Петербург, - 20.10.1924,
Москва], русский советский балетмейстер, артист, педагог. Заслуженный
артист императорских (позднее государственная академия.) театров (1915).
По окончании Петербургского театрального училища (педагоги П.
К. Карсавин и М. И. Петипа), в 1889-1900 в труппе Мариинского театра.
Исполнял классические, характерные и гротесковые партии:
Дезире; Сатир, Арлекин ("Времена года" и "Испытание Дамиса" Глазунова),
сарацинский танец ("Раймонда"), китайский танец ("Щелкунчик") и др.
1-я постановка - балет-фантазия "Клоринда - царица горных фей"
(1899, Михайловский театр, выпускной спектакль Петербургского
театрального училища).
С 1901 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер московского
Большого театра. Возглавив московскую балетную труппу, Горский стал
осуществлять реформу балета. Стремился преодолеть многие условности
академического балета 19 века (каноническую структуру, раздельное
существование танца и пантомимы).
Знаток спектаклей Петипа, Горский шёл от буквальных повторов
его постановок на московской сцене ("Спящая красавица", 1899;
"Раймонда", 1900) к творческой переработке, заботясь о логике и
стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Отвлечённые кордебалетные
ансамбли он заменял танцами, оправданными действием, добивался
исторической достоверности оформления, точности национального колорита
(привлёк к работе художника К. А. Коровина).
Значительным явлением стала его постановка балета "Дон Кихот"
(1900, Большой театр). Спектакль был проникнут страстной стихией танца,
который возникал из действия и эмоционально отражал его. На сцене
действовала живая толпа, с которой герои были тесно связаны.
В то же время в постановках Горскиого танец, подчинённый логике
поступков и ситуаций, порой утрачивал обобщающие свойства. Свои
творческие устремления Горский наиболее полно осуществил в
самостоятельных работах: "Дочь Гудулы" Симона (1902), "Саламбо" Арендса
(1910); "Любовь быстра!" на музыку Грига (1913), "Евника и Петроний" на
музыку Шопена (1915).
В 1916 Горский впервые осуществил опыт балетной постановки
симфонии ("5-я симфония" Глазунова). К 1-й годовщине Октябрьской
революции Горский создал балет "Стенька Разин" на музыку Глазунова, к
5-й годовщине - детский спектакль на современную тему - "Вечно живые
цветы" на музыку Асафьева (с отдельными номерами других композиторов).
В 1919 осуществил постановку "Щелкунчика". Затем поставил:
"Танец Саломеи" на музыку Р. Штрауса (1921), "Безделушки" на музыку
Моцарта (1922), "Грот Венеры" на музыку Вагнера (1923), а также "En
blanc" на музыку 3-й сюиты Чайковского (сценография Горского, 1918,
театр Летнего сада "Аквариум"). Горский оказал влияние на творческое
развитие многих крупных артистов - Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдоровой, В. А.
Каралли, А. М. Балашовой, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева и др.
Прогрессивные для своего времени поиски Горского были использованы в практике советского и российского балетного театра.
В 1896-1900 Горский преподавал в Петербургском хореографическом
училище, с 1902 - в Москве. Среди его учеников: Т. П. Карсавина, А. М.
Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др.
Михайлов Михаил Михайлович
МИХАЙЛОВ Михаил Михайлович [5(18).8.1903, Петербург, - 2.2 1979,
Ленинград], советский артист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1948).
В 1921 г. окончил Петроградское хореографическое училище
(ученик А. И. Чекрыгина и A. B. Ширяева), в 1931 г. - Институт
сценического искусства.
В 1921-59 гг. в Театре им. Кирова.
Участник группы петроградский Молодой балет.
Среди партий: Дезире, Солор, Базиль, Зигфрид; Эспада ("Дон
Кихот"), танцы - мазурка ("Раймонда"), рапсодия Листа
("Конек-Горбунок"), краковяк и мазурка (в опере "Иван Сусанин"),
Флорестан, фея Карабос ("Спящая красавица"), Злой гений ("Лебединое
озеро"), Брамин и Раджа ("Баядерка"), Трактирщик ("Дон Кихот").
Среди его ролей в балетах современного репертуара: Менго
("Лауренсия"), Капитан ("Красный мак"), Капулетти ("Ромео и Джульетта"),
Гико ("Гаянэ"), Петр I ("Медный всадник"), Людовик XVI ("Пламя
Парижа"), Танцмейстер ("Золушка").
Выступал на эстраде с характерными номерами.
В 1938-63 гг. репетитор Театра им. Кирова, в 1947-62 гг. педагог Ленинградского хореографического училища.
Автор книг "Жизнь в балете" (1966), "Молодые годы
Ленинградского балета" (1978), статьи "Анатолий Гридин" (в сб.:
Ленинградский балет сегодня, вып. 1, 1967).