Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
КАСАТКИНА Наталия Дмитриевна (р. 7.6.1934, Москва), советская
артистка, балетмейстер, сценарист. Заслуженная артистка РСФСР (1968). В
1953 окончила Московское хореографическое училище. Ученица Галины
Улановой и Марины Семеновой. В 1954-76 в труппе Большого театра.
Характерная танцовщица, Касаткина была первой исполнительницей на сцене
этого театра партий: Бесноватая ("Весна священная"), Рок
("Кармен-сюита"), Фригия ("Спартак", балетмейстер Л. В. Якобсон) и др.
Для танца Касаткиной характерны благородство пластических линий,
психологическая проникновенность и правда чувств. В её репертуаре также:
Уличная танцовщица, Мерседес ("Дон Кихот"), танцы - панадерос, мазурка,
венгерский ("Раймонда"), испанский, венгерский ("Лебединое озеро"),
цыганский ("Каменный цветок"), андалусский ("Золушка") и др.
Лауреат Всероссийского конкурса артистов балета (1956).
В начале 1960-х годов начала вместе с супругом Владимиром Василёвым балетмейстерскую деятельность.
Они создали стилистически своеобразный репертуар, основанный на
классическом танце и современной пластике. Драматургия их лучших
сценариев действенна, остро конфликтна, проникнута духом современности. В
сотрудничестве с советскими композиторами поставили балеты: "Наш двор"
Хренникова (1970, спектакль Московского хореографического училища),
"Сотворение мира" Петрова (1971, Театр им. Кирова; 1976, Таллин, затем
Ташкент, Свердловск, Будапешт; 1977, Берлин; 1978, Московский
классический балет), "Прозрение" Буцко (1974, Театр им. Станиславского и
Немировича-Данченко), "Пушкин" Петрова (1979). Среди других постановок:
"Ванина Ванини" (1962, Большой театр), "Героическая поэма" ("Геологи",
1964, Большой театр), "Весна священная" (1965, там же; 1967, Берлин,
"Штатсопер"; 1969, Ленинградский Малый театр), "Прелюдия" на музыку
Баха, "Тристан и Изольда" на музыку Вагнера (1967, Большой театр), опера
"Так поступают все женщины" Моцарта (1978, там же). Касаткина и Василёв
поставили телефильм "Хореографические новеллы" (1973), концертные
номера - "Погоня", "Солнечный дуэт" на музыку Бабаджаняна, "Ветер" на
музыку Дебюсси, "Альборада" на музыку Равеля, "Деревенская рапсодия" на
музыку Каретникова, "Мир и война" на музыку Петрова (1-я премия 3-го
Всесоюзного конкурса новых концертных номеров, 1969). С 1977 Касаткина и
Василёв - художественные руководители ансамбля Московский классический
балет; постановки "Гаянэ" (1977); "Сотворение мира" Петрова (1978).
Государственная премия СССР (1976, за постановку оперы "Пётр Первый"
Петрова, Театр им. Кирова).