Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ЙОСС (Jooss) Курт (р. 12.1.1901, Вассеральфинген - 29.5.1979, Хейльбронн), немецкий артист, балетмейстер и педагог (ФРГ).
В 1919-21 гг. учился в Высшей музыкальной школе в Штутгарте, затем работал с балетм. Р. Лабаном в театрах Мангейма и Гамбурга.
В 1924- 25 гг. балетмейстер государственного театра в Мюнстере.
Здесь совместно с балериной А. Симола, композитором Ф. Коэном, артистом
и балетмейстер З. Ледером и художником X. Хекрогом организовал труппу
"Нойе танцбюне", ставил балетные номера в экспрессионистской манере:
"Персидская сказка" Веллеса (1924), "Демон" Хиндемита (1925) и др.
Изучал классический танец в Вене и Париже.
В 1927 г. руководил отделением танца "Фолькванг-шуле" в Эссене, преобразованной в 1928 г. в "Фолькванг танцтеатер".
В 1930-33 г. работал как балетмейстер в Эссенском муниципальном театре.
Постановки: "Демон" Хиндемита, "Король Дроздобород" на музыку
Моцарта (1929), "Комната No 13" Коэна, "Павана" на музыку Равеля (оба -
1929), "Петрушка"; "Бал" Риети, "Половецкие пляски" (все - 1930),
"Коппелия", "Блудный сын" (оба - 1931), "Пульчинелла". (1932).
Творчество Йосса было направлено на создание танциональной
драмы нового типа. Одним из первых он осознал необходимость синтеза
танца модерн с техникой классического танца и небалетной пантомимы. Его
теоретические воззрения получили детальную разработку в системе
"эукинетика".
Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым
для балетного театра темам. Его "Зелёный стол" на музыку Ф. Коэна -
первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской
направленностью получил 1-ю премию на Международном конкурсе хореографов
в Париже (1932) и до сих пор сохраняется в репертуаре немецких и другох
театров.
В 1933 г. Йосса эмигрировал вместе со своей труппой, получившей
название "Балле Йосс", в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл
собственную школу.
С труппой гастролировал в Америке и Западной Европе.
Успехом пользовались балеты: "Семь героев" на музыку Перселла -
Коэна, "Блудный сын" Коэна (оба - 1933), "Сегодня вечером Иоганн
Штраус" (1935); "Компания на постоялом дворе" на музыку Бетховена - Кука
(1943), "Пандора" Герхарда (1974) и др.
В 1947 г. труппа Йосса распалась, он работал в Чили, в 1949-68
гг. вновь руководил отделением танца в школе "Фолькванг-шуле" и труппой
"Фолькванг-балет".
Ставил балеты в Дюссельдорфе, Стокгольме, для фестивалей в Шветцингене и Зальцбурге.
Творчество Йосса, крупнейшего представителя экспрессионизма в
танце, оказало большое влияние на развитие хореографического искусства
многих стран.