Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ЛЮЛЛИ, Жан Батист (Lully, Jean Baptiste) (1632-1687), основоположник
французской оперы. Родился 28 ноября 1632 во Флоренции (Италия). В
возрасте 12 лет был вывезен во Францию, где поступил на службу к
двоюродному брату французского короля герцогу Гизу. Люлли с детства
владел игрой на гитаре и скрипке и начал играть в герцогском оркестре, а
в 1652 вошел в знаменитый придворный оркестр "Двадцать четыре скрипки
короля". Вскоре он приобрел известность как солист-скрипач, танцовщик и
автор музыки к балетам для придворных празднеств. Быстро завоевав
расположение короля, Люлли получил должность "придворного композитора
танцевальной музыки" и возглавил оркестр "Шестнадцать скрипок короля"
(Petits Violons); в 1662 получил титул королевского капельмейстера
(maitre de la musique). В 1661 он стал французским подданным, и через 11
лет ему была отдана монополия на постановку опер в парижской
Королевской академии музыки (основана в 1668, позднее — парижская
"Опера"). К тому времени Люлли был автором примерно двух десятков
балетов и музыки к десятку комедий с танцами (comedie-ballets),
созданных в содружестве с Мольером.
Возглавляя с 1672 г. Королевскую академию музыки, Люлли
выступал в качестве композитора, дирижёра, педагога, режиссёра и
балетмейстера. Он - автор многих балетов и дивертисментов для придворных
празднеств в Лувре, Версале, Тюильри и др.
В истории балетного театра особенно большое значение имело
сотрудничество Л. с Мольером, для комедий-балетов которого Л. писал
дивертисменты (танцы, пантомимы, увертюры), нередко выступая в качестве
балетмейстера и танцовщика.
Люлли был также основоположником "лирической трагедии" во
французском музыкальном театре и крупнейшим мастером оперы-балета. В
этих произведениях хореографические номера занимали значительное место.
Танцы Люлли, разнообразные по жанру (марши, менуэты, гавоты, сарабанды и
пр.), контрастные по ритмике и темпу, тонко инструментованные, по
своему значению выходили за рамки простого дивертисмента и нередко
выполняли драматическую задачу, следуя сценическому действию (что
явилось для того времени настоящей реформой балетного театра и музыки).
Возвышенному благородству танцевальной музыки Люлли отвечала хореография
Бошана. Сценические постановки балетов и опер Люлли, ставшие одной из
вершин европейского музыкального театра, открыли историю классического
европейского балета нового времени.
Оперы-балеты Люлли и его танцевальная музыка привлекают
современных хореографов (напр., "Триумф любви", балетмейстер Х. Ландер,
Королевский датский балет, 1962, и др.).
Для творчества Люлли характерны доступность и ясность в
сочетании с мастерским использованием законов сцены. Его оркестр
славился изяществом игры: Люлли избегал модной в то время преувеличенной
орнаментики и предпочитал простоту выражения и техническое
совершенство. По королевской привилегии он получил исключительные
художественные и материальные права в оперном жанре и создал 14 больших
трагических опер, все — на либретто неизменного сотрудника Люлли, поэта
Ф.Кино. Начиная с первой своей лирической трагедии, Кадм и Гермиона
(Cadmus et Hermione, 1673), и вплоть до последнего сочинения этого
жанра, Армиды и Рено (Armide et Renaud, 1686), Люлли демонстрировал
умение ярко выражать чувства своих героев, выявлять в музыке сюжетный
смысл их слов и действий и добиваться художественной целостности
произведений. Композитор создал жанр т. н. французской увертюры
(возможно, ведущей происхождение от венецианской оперы): медленное
вступление, имитационно-полифоническая быстрая часть и медленное
заключение. Кроме сценических произведений, Люлли сочинял церковную и
инструментальную музыку. Умер Люлли в Париже 22 марта 1687.
Балет 16 в. представлял собой пышное зрелище в барочном стиле с
исполнением церемонных испанских танцев — паваны, сарабанды. Во времена
Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего
великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу
характер феерии. Людовик XIV и сам не был чужд музе танца, в 1653 он
выступил в роли Солнца в Балете ночи, с тех пор его называли
"Король-солнце". В том же балете танцевал композитор Ж.Б.Люлли,
начинавший свою карьеру как танцовщик.