Морис Бежар

Морис Бежар - величайший хореограф современности, его называют "поэтом вольного, сильного, мужского танца, живым классиком, балетным гуру". Профессиональные танцоры говорят о том, что М. Бежар является самым жестоким хореографом ХХ века. Дело в том, что танцы, которые ставит М. Бежар, очень сложны в исполнении и требуют от танцора колоссальной отдачи и физических затрат. Его постановки отличаются современностью, хаотичностью, философичностью. Многие говорят о том, что М. Бежар создал собственную философию танца.

Профессиональный танцор несет людям танец, красоту, любовь к движениям, возможность подражать ему и быть лучше него, чтобы люди развивались и росли в духовном плане. Морис Бежар (фр. Maurice Bejart, собственное имя — Морис-Жан Берже, фр. Maurice-Jean Berger, 1 января 1927, Марсель — 22 ноября 2007, Лозанна) — французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов второй половины ХХ века. Сын Гастона Берже (1896—1960), философа, крупного администратора, министра образования (1953—1960), члена Академии моральных и политических наук (1955). Семилетним потерял мать. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету. Учился у Ролана Пёти. В 1951 поставил свой первый балет (в Стокгольме, в соавторстве с Биргит Куллберг). В 1954 основал компанию фр. Ballet de l’Etoile, в 1960 — фр. Ballet du XХe Siecle в Брюсселе. В 1987 переехал в Лозанну, где основал компанию фр. Bejart Ballet. Работал в кино, в том числе - с Клодом Лелушем (Одни и другие, 1981). Премия Эразмус (1974), Императорская премия (1993). Член Французской академии художеств. К числу тех, кто во многом перевернул традиционное представление о балете, относится и выдающийся мастер балета Морис Бежар. Его успех как постановщика и педагога во многом обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял своих учеников.
БИОГРАФИЯ
Сын известного французского философа Гастона Берже, Морис, взявший впоследствии сценический псевдоним Бежар, родился 1 января 1927 года в Марселе. Танцем Морис начал заниматься в тринадцать лет по совету... врача. Впрочем, врач посоветовал сначала, чтобы болезненный и слабый ребенок занялся спортом, но, услышав от родителей о его страстном увлечении театром, подумав, рекомендовал классический танец. Начав им заниматься в 1941 году, через три года Морис уже дебютирует в труппе марсельской оперы 1959 год стал годом судьбы Мориса Бежара. Его труппа "Балле-театр де Пари", созданная в 1957 году, оказалась в труднейшем финансовом положении. И в этот момент Бежар получает от Мориса Юисмана, только что назначенного директором брюссельского "Театр де ла Монне", предложение осуществить постановку "Весны священной". Успех "Весны" предопределил будущее хореографа. На следующий год Юисман предложит Бежару создать и возглавить постоянную балетную труппу в Бельгии. Во Франции не нашлось никого, кто бы предоставил Бежару подобные условия работы. Молодой хореограф переезжает в Бельгию, в Брюссель, здесь и появляется на свет "Балет ХХ века". Много позже Бежар обоснуется в Швейцарии, в Лозанне. И Бельгия, и Швейцария никогда не были балетными странами, но благодаря Бежару эта танцевальная провинция стала известна всему миру. Ну а самый известный первый французский хореограф никогда не удостоится чести возглавить балет первого театра Франции - Парижской оперы, в то время как беженцы из России Серж Лифарь, Рудольф Нуреев такую возможность получали. В очередной раз убеждаешься, что нет пророка в своемотечестве Однажды один американский критик спросил Бежара: "Интересно, в каком стиле вы работаете?" На что Бежар ответил: "А что представляет собой ваша страна? Вы сами называете себя кипящей кастрюлей. Ну а я - кипящая кастрюля танца... В конце концов, когда начинался классический балет, то использовались все виды народных танцевЛетом 1978 года эта "кипящая кастрюля" впервые побывала в застойно-спокойном СССР. Его спектакли вызвали шок, а сам Бежар сразу стал самым любимым зарубежным хореографом. У него появилось даже отчество - Иванович. Это был знак особой российской признательности, до Бежара подобной чести удостоился лишь Мариус Петипа, кстати, тоже уроженец Марселя Звезды советского балета бросились в неистовую битву с властью и друг с другом за хореографию Бежара. В спектаклях маэстро танцевали Екатерина Максимова, Владимир Васильев, а для Майи Плисецкой Бежар создал "Айседору", "Леду и Лебедя", "Куразуку". Почти все, кто работал с Бежаром, отмечают не только его стальной взгляд, но и диктаторскую нетерпимость. При этом ярчайшие звезды мирового балета, многие из которых сами славились своим капризным характером, послушно повиновались Мефистофелю-Бежару. Для Марсии Хайде он поставил "Вена! Вена!", а для Рудольфа Нуреева - "Песни странствующего подмастерья", Сильви Гийом танцевала "Сисси- королеву анархии", а Мари-Клод Пьетрагалла и Жан Бабиле выступали в балете "Жизнь". Но особые отношения связывали Бежара с Хорхе ДономИх союз - творческий, дружеский, любовный - длился почти двадцать восемь лет. Все началось в 1963 году, когда Хорхе Донн, заняв у своего дяди денег на палубный билет на пароход, прибыл во Францию. Бархатным голосом Донн спросил у Бежара, не найдется ли для него место в труппеМесто нашлось, и вскоре этот юный красавец стал самой яркой звездой не только бежаровской труппы, но и мирового балета. А завершилось все 30 ноября 1992 года в одной из клиник Лозанны, где Хорхе Донн умер от СПИДа.
Бежар потом скажет, что у него было только два человека, которых он любил больше всего в жизни, - это его отец и Хорхе Донн. "Что у меня было до того, как я встретил Донна? - вспоминает Бежар.
-Я поставил три балета, которые мне важны и сегодня: "Симфонию для одного человека", "Весну священную" и "Болеро". Без Донна я бы никогда не сочинил... Этот список будет слишком длинным”. Донн умер, когда Бежар сжимал его руку в своей. В постановках Бежара часто встречаются необычные для балета персонажи. То это Мольер, которого исполнит сам Бежар; то честолюбивый молодой человек, приехавший завоевать Париж в спектакле "Парижское веселье" на музыку Оффенбаха. Большой успех имел балет о французском писателе и политическом деятеле Андре Мальро. Героиней другого спектакля стала Эвита Перон, жена аргентинского диктатора, а в балете, посвященном Чарли Чаплину, играла внучка великого актера Анни Чаплин. Но ничто так не отличает Бежара от других современных хореографов двадцатого века, как отношение к смерти и сексу. "Мысль человека, куда бы она ни обратилась, повсюду встречает смерть, - считает Бежар. - Смерть - это также путь к сексу, смысл секса, радость сексаФ. Эрос-Танатос - один из главных персонажей в балетах Бежара: "Орфей", "Саломея", "Внезапная смерть", смерть преследует Мальро в одноименном балете, смерть в "Айседоре", в "Вена! Вена!"... По мнению Бежара, в смерти, которая является сильнейшим оргазмом, люди теряют свой пол, становясь идеальным человеческим существом - андрогином. "Я бы сказал, что в жизни существует лишь два важных события: открытие секса (его всякий раз открываешь для себя заново) и приближение смерти. Все остальное - суетаФ, - считает Бежар. Но, конечно, для хореографа существует и жизнь, и она не менее привлекательна и прекрасна, чем смерть. В этой жизни есть многое, что его притягивает, - балетный зал, станок, зеркало и танцовщики. В этом его прошлое, настоящее и будущее. Морис Бежар стал легендой давно, еще в двадцатом веке, но и сегодня, в веке двадцать первом, остается самым притягательным балетным мифом. Свое 75-летие он отметил в Лозанне вместе со своей труппой, где в течение 12 вечеров проходила ретроспектива самых знаменитых постановок маэстро. Среди них "Болеро", "Жар-птица" и недавний спектакль мастера "Брель и Барбара", посвященный двум великим французским шансонье.
Я ставил балеты. И буду продолжать это дело, - говорит Бежар. - Я видел, как мало-помалу становлюсь хореографом. Каждое из моих произведений - вокзал, где делает остановку поезд, в который меня посадили. Время от времени проходит контролер, я спрашиваю у него, в котором часу мы прибываем, - он не знает. Путешествие очень долгое. Меняются спутники в моем купе. Много времени я провожу в коридоре, прижав лоб к стеклу. Я впитываю в себя пейзажи, деревья, людей.
ИНТЕРВЬЮ
Г-н Бежар, в своей книге «Мгновение в жизни другого» вы утверждали, что танец - это искусство двадцатого века. Что, на ваш взгляд, ждет танец в веке двадцать первом? -Я не думаю ни о прошлом, ни о будущем. Мне интересна техника классического балета, я внимательно слежу за различными формами танца модерн в балете, но живу я сегодняшним днем. Я могу предсказать, что будет через год, через два, но, по-моему, чтобы подготовить будущее, надо жить в настоящем. Тот балет, который будет представлен в Москве и Санкт-Петербурге, может явиться тем семенем, которое произрастёт в двадцать первом веке. Спектакль «Дом священника» на музыку Моцарта и группы «Куин» посвящен памяти великого танцовщика двадцатого века Хорхе Донна и памяти Фредди Меркюри. Над этим балетом вы работали вместе с Джанни Версаче. Через полгода после того, как спектакль был поставлен, он трагически погиб. -Я был знаком с Джанни Версаче в течение пятнадцати лет, он был настоящим творцом, и его невозможно заменить кем-нибудь другим. Версаче остается для нас человеком будущего, пионером, пророком той космической Италии, где Галилей достигает пика Мирандолы, завоевывая будущее, которое протягивает нам руку. В России мы представляем два спектакля, и в обоих использованы костюмы, созданные по его эскизам. Причем работу над вторым спектаклем уже заканчивала сестра Джанни Версаче Донателла Версаче. Эти два балета «Дом священника» и «Метаморфозы» -- о двух актуальных для нынешнего времени проблемах. «Дом священника» - о проблеме СПИДа, проблеме, касающейся всех людей на Земле. «Метаморфозы» - о загрязнении окружающей среды и о ядерной угрозе, спектакль, напоминающий о вероятности исчезновения нашей планеты. Хотя эта постановка скорее оптимистическая. Я верю в спасение человека. И я предлагаю версию, которая, с одной стороны, вроде бы развлекательная, а с другой - все же представляет собой как бы урок морали, и не в виде чего-то абстрактного, а как в детских сказках, легендах и сказаниях, объединенных одной темой - любовью. Рядом с жестокостью и опасностью гибели человечества в балете присутствует что-то сказочное и доброе. По-вашему, наша жизнь по своей сути трагична? - Нет, я не ощущаю ее трагичности. У меня бывают моменты депрессии и стрессы, но я вырываюсь из них с необычайной быстротой. Что вы ждете от нынешних гастролей? Вас не было в Москве уже двадцать лет. Но вас здесь очень любят и ждут. Каковы ваши ощущения? - Я могу сказать, что я очень счастлив и я очень боюсь. Ведь пока мы чего-то боимся -мы живы. Московские зрители навсегда остались в моей памяти. Я жду этих гастролей уже давно.
С тех пор как я «вывел» балет из стен оперного театра, мы танцевали на сценах дворцов спорта, вмещающих до 18 тысяч человек, мы танцевали под открытым небом. Для меня очень ценно в моем творчестве то, что мы смогли открыть балет самому разнообразному зрителю.
"Дом священника”
Хореография — Морис Бежар
Музыка — Queen, Mozart
Костюмы — Джанни Версаче
Свет — Клеман Кероль.
Вдохновленный двумя людьми — Хорхе Донном и Фредди Меркури, я поставил балет не о СПИДе, а о людях, умерших молодыми. Я не хочу сказать, что они ушли от нас слишком рано, так как я не уверен, происходит ли что-либо вообще слишком поздно или слишком рано, все является токовым, каким оно должно быть. Я решил поместить между пьесами Queen несколько пьес Моцарта, фортепьянных или инструментальных, но не вокальных, так как на сцене все время звучат вокальные произведения Queen. Моцарт тоже умер молодым, в тридцать пять лет, но был на десять лет моложе; Фредди и Донн умерли в сорок пять. МОРИС БЕЖАР. Премьера этого спектакля, поставленного на музыку группы Queen и Моцарта, состоялась в январе 1997 года. Морис Бежар посвятил этот балет памяти Фредди Меркьюри и выдающегося танцовщика Хорхе Донна. «Дом священника не потерял своего очарования, а сад — своей роскоши» — название, заимствованное из романа «Тайна желтой комнаты» Гастона Леру, является паролем детектива Рультабий. Эта фраза, являвшаяся заветной для сюрреалистов 20-х годов, не имеет никакой связи с содержанием балета. Просто она мне нравится. МОРИС БЕЖАР. Уже более тридцати лет назад на фоне восхитительной музыки Берлиоза, прерванной раскатами бомбардировки и очередями пулеметов, несколько необычный Брат Лоран, воскликнул, обращаясь к Хорхе Донну и Хитоми Асакава: «Занимайтесь любовью, а не войной». Сегодня Жиль Роман, которому приблизительно столько же лет, сколько постановке Бежара «Ромео и Джульетта», окруженный танцовщиками, не видевшими никогда этого балета отвечает: «Вы нам сказали: занимайтесь любовью, а не войной. Мы любили, почему же любовь объявляет нам войну?» Крик отчаяния молодежи, для которой проблема смерти, вызванная любовью, становится еще одной среди других, вызванных бесконечными войнами, которые продолжаются, после так называемого «конца последней мировой войны». У меня порой складывалось совершенно нереальное ощущение, словно Моцарт и Меркьюри играли фортепианные партии в четыре руки. Я решил разнообразить музыкальную ткань спектакля, и позволил себе небольшие «моцартовские» вкрапления. МОРИС БЕЖАР. В урагане куиновского Get down make love Жиль Роман пытается приблизиться к даме в белом свадебном платье и приблизившись, прикоснувшись к ней, погибает. Звучит анданте из фортепианного концерта N 21 Моцарта. Дама уносится в танце с неизвестным в черном фраке, и медсестры выкатывают два тела в колясочках — Фреди Меркьюри — мертв, Хорхе Донн — многолетний премьер бежаровской труппы — мертв. «Они пали в войне, которую объявила любовь всем живущим ныне». Я нашел небольшой домик в горах недалеко от Монтре. Предо мной простирался завораживающий пейзаж окрестностей озера Лемон... Как раз в это время появился последний альбом Queen, который вышел уже после смерти Фредди. На его обложке я увидел точно такой же пейзаж, как тот, что наблюдал из своего дома в горах. Я страшно чувствителен к такого рода совпадениям. Я стал читать книги, написанные о Фредди Меркури, о его жизни. Я узнал, что он родился на Занзибаре, потом жил в Индии, по происхождению был иранцем, и, что его семья принадлежала к секте парсисов. Парсис на иранском — «персы», они поклоняются Зороастре — Заратустре и во время нашествия мусульман переселились в Бомбей. Настоящее имя Фредди Меркури — Фарух Булсара. Я прочел, что похоронен он в Лондоне, что панихиду по нему отпевали зороастрийские священники. И, совершенно неожиданно, моя заинтересованность Фредди Меркурии Queen заставили меня перечитать тексты Генри Корбэна. Этот балет сильно связан с переживаниями, которые я испытывал в тот период. Я вижу его как балет, наполненный радостью, а не тоской и пессимизмом. Если бы я не сказал, что это балет о смерти, зрители бы этого не заметили. Отрывок из книги"La vie de qui?” (мемуары), часть 2, 1996.
Постановки 1955: Symphonie pour un homme seul (Париж)
1957: Sonate à trois (Эссен)
1958: Orphée (Льеж)
1959: Le Sacre du printemps (Брюссель)
1961: Boléro(Брюссель) 1964: IX Symphonie (Брюссель)
1966: Roméo et Juliette (Брюссель)
1967: Messe pour le temps présent (Авиньон)
1968: Bhakti (Авиньон)
1972: Nijinski, clown de Dieu (Брюссель)
1975: Pli selon pli (Брюссель)
1975: Notre Faust ((Брюссель)
1977: Petrouchka (Брюссель)
1980: Eros Thanatos (Афины)
1982: Wien, Wien, nur du allein (Брюссель)
1988: Piaf (Токио)
1989: 1789… et nous (Париж)
1990: Pyramide (Каир)
1991: Tod in Wien (Вена)
1992: La Nuit (Лозанна)
1993: M (Токио)
1995: À propos de Shéhérazade (Берлин)
1997: Le Presbytère… (Париж)
1997: Ballet for Life (Лозанна)
1999: La Route de la soie (Лозанна)
2000: Enfant-roi (Версаль)
2001: Tangos (Генуя)
2001: Manos (Лозанна)
2002: Mère Teresa et les enfants du monde
2003: Ciao Federico, в честь Феллини
2005: L’Amour — La Danse
2006: Zarathoustra
2007: Le Tour du monde en 80 minutes
2007: grazie Gianni con amore, памяти Джанни Версаче
Признание Премия Эразмус (1974), Императорская премия (1993). Член Французской академии художеств
|