Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ПЕТИПА (Petipa) Жан Антуан [16.2.1787 (или 1782, или 1796), Париж, -
16(28).7.1855, Петербург], французский артист, балетмейстер, педагог.
Отец Мариуса Ивановича Петипа.
Работал в Касселе (1810-12 гг.), где выступал в балетах
"Наказанная ветренность", "Аннетта и Любим" (балетмейстер Фавар),
"Тикоба и Зилоа, или Мексиканцы", "Мельники" (балетмейстер Блаш),
"Забавы Париса"; затем в парижском театре "Порт-Сен-Мартен" (1814-15
гг.) выступил в балетах "Шесть простушек", "Пастух Сьерра-Морены, или
Любовное лукавство Александра" и "Квакеры".
В Марселе (1815-18 гг.) дебютировал как балетмейстер анакреонтическим балетом "Рождение Венеры и Амура" (1818).
В 1819-32, 1833-35, 1841-43 гг. работал в Брюсселе, где дебютировал в балете "Альмавива и Розина" (1819, балетмейстер Блаш).
Поставил в "Театре де ла Монне" дивертисмент в опере "Караван
из Каира" Гретри (1819) и балеты: "Кермесса" (1819), "Месье Дешалюмо"
Гаво (1822); "Фризак, или Двойная свадьба", "Пятое июля" (1825),
"Маленькие Данаиды" (1828) - все композитора Снеля; "23, 24, 25 и 26
сентября" (1831).
Там же возобновил балеты "Г-н де Пурсоньяк" Ж. Коралли и "Жоко,
или Бразильская обезьяна" Ф. Тальони (с новой музыкой Снеля) - оба в
1826 г.
В постановке балета Петипа "Танцемания" Мегюля (1831 г., по П. Гарделю) дебютировал его сын и ученик - Мариус Петипа.
Основал в Брюсселе Консерваторию танца.
В составе труппы А. Леконт (вместе с Мариусом Петипа) в 1839 г.
совершил турне по США; в нью-йоркском Национальном театре исполнил
комедийную роль врача-шарлатана в балете "Тарантул" К. Жида
(балетмейстер Ж. Коралли) и поставил балет "Марко Бомба, или Хвастливый
сержант" (1839) и некоторые др.
Затем работал также в Бордо и Мадриде (1845-46).
В Россию приехал в 1847 г..
Поставил в 1848 г. в петербургском Большом театре вместе с
Мариусом Петипа балет "Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа (по Ж.
Мазилье, новая редакция).
До конца жизни был учителем танцев в Петербургском театральном училище (среди учеников - Л. И. Иванов, П. А. Гердт и др.).