Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ПЕРРО, ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ (Реrrot, Jules Joseph) (1810-1892), французский артист балета, балетмейстер.
Родился в Лионе 18 августа 1810. Выступал в 1820-х годах в
парижских театрах "Гетe" и "Порт Сен-Мартен", брал уроки танца у
знаменитого танцовщика Огюста Вестриса.
Обладал поразительной легкостью и воздушностью, одновременно
проявил себя как выдающийся актер. В эпоху, когда в романтическом балете
безраздельно царствовала женщина, Перро был одним из редких исключений
как танцовщик-мужчина.
Ставил спектакли для балерин, в частности, участвовал (вместе с
Ж.Коралли) в работе над балетом Жизель (музыка А.Адана, 1841) в
Парижской опере, где заглавную роль исполняла его ученица и жена
Карлотта Гризи (Перро поставил все ее танцы).
Первые значительные постановки Перро осуществил в Вене во
второй половине 1830-х годов, но наибольшую славу ему принесли балеты,
созданные на сцене Лондонского Королевского театра: Ундина, или Наяда
(музыка Ц.Пуни, 1843), Эсмеральда (музыка его же, 1844) и Па де катр
(музыка его же, 1845), где участвовали одновременно четыре великие
романтические балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и
Люсиль Гран; балет Катарина, дочь разбойника (музыка Пуни, 1846); а
также поставленный впервые в Милане балет Фауст (музыка Дж.Паниццы,
М.Косты и Дж.Байети, 1849).
В 1848-1859 Перро был танцовщиком и главным балетмейстером в
Большом театре в Петербурге. Сюда он перенес многие ранее поставленные
им балеты, иногда создавая новые их редакции, в их числе — Наяда и рыбак
(по Ундине, музыка Пуни, 1851), балет Газельда, или Цыгане (музыка его
же, 1853), его собственный вариант Корсара, поставленного в 1856
Ж.Мазилье в Парижской опере (музыка Адана, 1858) и др. Во многих балетах
он исполнял значительные роли: Гренгуар в Эсмеральде, Дьяволино в
Катарине, Маттео в балете Наяда и рыбак и др.
Обосновавшись в 1861 в Париже, Перро практически прекратил
сценическую деятельность. Попытка возобновить в 1864 балет Газельда в
Милане не принесла успеха. В 1870-х годах Перро вел классы в Парижской
опере.
Перро считается крупнейшим балетмейстером эпохи романтизма.
Сильный его стороной были спектакли в жанре социально-любовной драмы.
Перро нередко обращался к сюжетам известных литературных произведений
(Эсмеральда, Фауст и др.). Артист был мастером сольного классического
танца, который всегда служил у него выражением внутреннего состояния
персонажа, одновременно преуспел и в постановке массовых сцен и
ансамблей. Многие балеты Перро продолжают сохраняться в репертуаре
современного театра, но, как правило, в позднейших переделках.
Умер Перро в Парамэ 24 августа 1892.
Хлюстин Иван Николаевич
ХЛЮСТИН Иван Николаевич [6(18).8.1862, Москва - 21.11.1941, Ницца], артист, балетмейстер, педагог.
По окончании Московского театрального училища (педагог Г. И.
Легат), в 1878-1903 гг. в Большом театре (с 1886 г. первый танцовщик).
Партии: Феб, Колен, Альберт, Дезире. Был превосходным партнёром.
С 1893 г. ставил отдельные танцы и вариации в возобновляемых
балетах ("Корсар", "Наяда и рыбак", "Катарина, дочь разбойника", "Привал
кавалерии"), с 1898 г. балетмейстер Большого театра.
Возобновил балеты: "Коппелия" (1898), "Тщетная предосторожность" (1899), "Фея кукол" (1900), поставив в них ряд новых танцев.
Поставил балеты: "Звёзды" А. Ю. Симона (1898), "Волшебные
грёзы" Ю. Н. Померанцева (1899), "Волшебный башмачок" Ю. Г. Гербера
(1899).
Стремился обновить традиции академического балета, подготовив, в
определённой степени, творческие преобразования A. A. Горского.
В 1898-1902 гг. преподавал в Московском театральном училище.
В 1903 г. уехал в Париж и открыл там балетную школу.
В 1911-14 г. балетмейстер и педагог парижской Оперы, где
поставил балеты: "Русалка" Л. Ламбера (1911), "Танцевальная сюита"
(1913).
В 1914-31 г. (с перерывами) работал в труппе Анны Павловой, для
которой поставил и возобновил балеты: "Шопениана", "Спящая красавица",
"Раймонда", "Фея кукол" (под назв. "Волшебные куклы"), "Бал" (на музыку
америеанских композиторов), "Фрески Аджанты" (на индийскую национальную
музыку), "Дионис" Н. Н. Черепнина, а также отдельные танцы - сирийский
(на музыку К. Сен-Санса), гавот (на музыку И. Линке), русский (на музыку
П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна).