Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Люсьен Петипа (фр. Lucien Petipa; 22.12.1815—1898) — выдающийся французский балетный артист, балетмейстер.
Люсьен Петипа родился 22 декабря 1815 года в Марселе в семье
французского танцовщика Жана-Антуана Петипа (Jean-Antoine Petipa)
(1787—1855) и Викторины Морель-Грассо (Victorine Morel-Grasseau)
(1794—1860); его младший брат Мариус Петипа (1818—1910) стал выдающимся
русским балетмейстером.
Первые балетные шаги делал под руководством своего отца,
балетного артиста, балетмейстера, а в конце жизни преподававшего
хореографию в России, в Санкт-Петербурге, где он и скончался.
Впервые Люсьен вышел на профессиональную сцену в пятилетнем
возрасте 25 марта 1821 года в Брюссельском театре «Ла Монне» в спектакле
«Мания танца» (La Dansomanie) балетмейстера Пьера Гарделя (Pierre
Gardel) (1758—1840), исполнив роль ребенка Гастанэ. Вплоть до 1824 года
Люсьен выходил на сцену в небольших ролях амуров в балетных постановках
своего отца.
В апреле 1835 года семья Петипа переезжает из Брюсселя в Бордо,
где глава семьи занимает должность балетмейстера театра, а Люсьен
становится первым танцором труппы. В течение нескольких лет Люсьен
является солистом театра Бордо, пока на него не обратил внимание
оказавшийся в Бордо знаменитый хореограф Филиппо Тальони. Талант
молодого исполнителя потряс Тальони, и он пригласил Люсьена в Париж, где
тот дебютировал 10 июня 1839 года на сцене Парижской национальной оперы
в балете «Сильфида», где его партнершей стала уже прославившаяся
исполнением главной партии в этой постановке балерина Люсиль Гран
(Lucile Grahn) (1819—1907).
В дальнейшем Люсьен Петипа с огромным успехом исполнял
множество главных сольных партий во множестве балетов, одной из самых
крупных его ролей стала партия Графа Альберта в балете «Жизель», где он
танцевал в паре с Карлоттой Гризи. Премьера балета «Жизель» состоялась
28 июня 1841 года в Королевской академии музыки (Theatre de l'Academie
Royal de Musique) в Париже. Успех постановки «Жизели» был столь огромен,
что все участники спектакля сделались кумирами французской публики, а
сплетники поговаривали, что у исполнителей главных партий Люсьена Петипа
и Карлотты Гризи начался настоящий, а не только по сцене, роман, и
именно из-за него она и рассталась с балетмейстером Жюлем Перро. Было ли
это правдой или досужими вымыслами сплетников, что скорее всего, так и
осталось неизвестным. Но к этому времени Люсьен Петипа уже стал балетной
звездой, о нем говорили, рассказывали легенды, сплетничали, что
доказывает его популярность и известность.
Время от времени братья Петипа работали вместе, в частности, в
1841 году в Париже, где Петипа-младший совершенствовался в школе Большой
парижской оперы, они выступили на этой сцене в pas de quatre вместе с
Терезой и Фанни Эльслер, о чем упоминал Ю. А. Бахрушин в книге «История
русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.).
Будучи в должности первого солиста труппы, Люсьен Петипа сам
стал балетмейстером нескольких балетных постановок. В 1858 году он
поставил для балетной сцены Парижской Оперы спектакль «Шакунтала»,
имевший шумный успех, — с колоссальными декорациями и богатыми
костюмами; в балет были включены акробатические поддержки, в которых
партнёр поднимал балерину на вытянутых руках над своей головой. Главную
роль танцевала Амалия Феррари (Amalia Ferrari), одетая в пышную пачку и
балетные туфли, тогда как остальная часть танцовщиков одета в костюмы,
более напоминающие индийские.
В течение 1860—1868 гг. Люсьен Петипа занимал должность
директора Национальной оперы, пока с ним не приключился несчастный
случай во время охоты, после которого он уже не мог танцевать. В октябре
1872 года он вернулся в Брюссель, в театр своего детства, где он
впервые вышел на сцену, и в течение недолгого времени (1872—1873 гг.)
занимал должность директора балетной труппы. В 1875 году он стал
профессором Королевской Брюссельской консерватории (фр. Conservatoire
royal de Bruxelles), где преподавал мастерство танца в течение трех лет,
а в 1878 году покинул Брюссель и переселился в Версаль, где решил
обосноваться до конца и где закончил свою жизнь; он умер 7 июля 1898
года. Правда, за это время в 1882 году он был приглашен в Национальную
оперу для постановки спектакля «Намуна».
Балетная критика подчеркивала внешние данные Люсьена Петипа,
неизменно называя его «красавцем-премьером» и неизбежно усматривала
разницу между братьями — выдающимися танцовщиками. В частности «Русский
балет» пишет: «… Люсьен Петипа, старший брат, холодноватый и
академичный, державший себя в строгих рамках. Люсьен был воплощением „du
comme il faut", он и в балетах изображал аристократов, Графа на
премьере „Жизели" танцевал именно он. А Мариус блистал в ролях
байронически страстных и необузданных плебеев. На сцене и в жизни он
позволял себе дерзости, вольности, непозволительные эскапады, чуть ли не
намеренно провоцируя общественный и опасный скандал».