Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
СУРОВЩИКОВА-ПЕТИПА Мария Сергеевна [урожд. Суровщикова; 15 (27)
февраля 1836 года, Новочеркасск — 4 (16) марта 1882 года, Новочеркасск
?) - знаменитая русская балерина. В течение полутора десятка лет,
1854—1869 гг., была женой выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, мать
его дочери, балерины Марии Петипа.
Мария Сергеевна числилась первой женой М. И. Петипа, на самом
деле у балетмейстера до этого были гражданские браки (не считая
внесемейных отношений, от которых тоже рождались отпрыски, всего у него
было девять детей — и всех вывел на сцену), но в то время гражданские
браки (то есть не благословленные церковью) не признавались юридически.
Юная Мария Сергеевна Суровщикова поступила в Петербургское театральное училище. Её педагогом была Дарья Лопухина.
В 1854 г. окончила Петербургское театральное училище.
Вышла впервые на сцену императорского Петербургского театра ещё
воспитанницей училища, а по окончании образования в 1854 году принята в
штат в петербургской балетной труппы. И вскоре вышла замуж за танцора
труппы Мариуса Петипа.
Сам будущий прославленный балетмейстер писал в мемуарах: «В
1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой,
грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой».
Получив отпуск в Петербурге, семейная чета Петипа отправилась
на трехмесячные гастроли в Европу. В Париже и Берлине выступления
Суровщиковой-Петипа пользовались большим успехом.
Через некоторое время совершили ещё гастрольные поездки. В
1861—1862 гг. семейная пара совместно гастролировала в Риге, Берлине,
Париже. В 1861 и 1862 гг. Мария Суровщикова-Петипа танцевала в театре
парижской Большой оперы, в 1863 г. — в Берлине.
Суровщикова-Петипа - полухарактерная танцовщица, ее искусство
отличалось капризным изяществом пластики, выразительностью мимики. С
эффектной легкостью исполняла стилизованные испанские танцы, а также
псевдорусскую пляску "Мужичок" (1865), осужденную Некрасовым в
стихотворении "Балет" (см. ниже). Талантливая танцовщица-мимистка,
Суровщикова-Петипа тонко чувствовала красоту позы, выразительность
жеста, умела передать содержание танцевального действия.
На Петербургской сцене Петипа-Суровщикова соперничала с другой
танцовщицей Марфой Николаевной Муравьевой: эти две прекрасные балерины
разделили балетную публику Петербурга на два враждующих лагеря: одни
симпатизировали Муравьевой, другие были очарованы Суровщиковой, о чём
подробно рассказывается в балетных хрониках.
В 1861-62 гг. гастролировала в Париже, в 1863 г. - в Берлине.
Прожив вместе 15 лет, супруги вынуждены были разъехаться. Петипа
вспоминал в мемуарах: «В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в
мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное
самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной». После
этого, в том же году, Мария Сергеевна уехала, оставив Петерубургскую
императорскую сцену тоже в 1869 году.
«Талантливая балерина была несколько эгоистичной и хотела
блистать на сцене одна, Суровщикова не могла найти настоящего
творческого контакта с мужем. Находясь за границей на гастролях, она не
пожелала вернуться в Россию. А Мариус, нашедший вторую родину на русской
земле, снова занялся любимой работой», — рассказывала в интервью
Марианна Стриженова, одна из сиполнительц ролей фильма «Третья
молодость», посвященного жизни балетмейстера Мариуса Петипа.
Неудачно дебютировала как драматическая актриса в 1881 г.
Первая исполнительница партий: в постановках Петипа —
Матильда («Брак во времена регентства», 1858), Лизетта («Парижский
рынок», 1859), Голубая георгина («Голубая георгина», 1860), Мирана
(«Ливанская красавица», 1863), Альма («Путешествующая танцовщица»,
1865), Флорида («Флорида», 1866); в постановках Ж. Перро — Берта
(«Эолина, или Дриада», 1858), Марта («Фауст», 1867).
В концертном репертуаре балерины исполнение характерных танцев:
качуча, сальтарелла, сапатеадо, мазурка, номер «Мужичок» на музыку
трепака (1865), отражённый Н. А. Некрасовым в стихотворении «Балет»
(1865 — начало 1866):
на конек ты попала обычный -
На уме у тебя мужики,
За которых на сцене столичной
Петипа пожинает венки,
И ты думаешь: "Гурия рая!
Ты мила, ты воздушно легка,
Так танцуй же ты «Деву Дуная»,
Но в покое оставь мужика!.."
Негодование Некрасова было обращено к моде на лубочный стиль
«псевдорусскости», воцарившийся на русской балетной сцене в середине XIX
столетия после феноменального успеха балета «Конёк-горбунок» в
постановке французского балетмейстера Артура Сен-Леона в Петербургском
Большом театре в 1864 году.
Критика отмечала: «Танцовщица тонко чувствовала красоту позы,
выразительность жеста; одарённая от природы идеальной грацией и
пластичностью, была лишена виртуозности».
Кассиус Марселлус Клей (1810–1903) родился в семье
богатого кентуккийского плантатора, одного из крупнейших рабовладельцев
штата Грина Клея. Он был дальним родственником знаменитого политика
первой половины XIX века лидера партии американских вигов Генри Клея.
Окончив в 1832 году Йель, Кассиус в 1833 году женился на Мэри Джейн
Уорфилд, которая родила ему десятерых детей.
В России ему приходилось участвовать в судебных
разбирательствах и неформальных выяснениях отношений, связанных с его
амурными похождениями. Клею особенно приписывалось влечение к балеринам.
Сына одной из них (по догадкам большинства биографов, знаменитой Марии
Суровщиковой, жены еще более знаментого Мариуса Петипа) Леонида Кассиус
признал и увез с собой в США (там "Леонид Петров" получил имя Launey
Clay).