Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ТАЛЬОНИ (Taglioni) Филиппо (5.11.1777, Милан - 11.2.1871, Комо), итальянский артист, педагог, балетмейстер.
Отец Марии Тальони.
Артистическую деятельность начал в 1794 году. В 1795-1798 годах
первый танцовщик в театрах Ливорно, Флоренции, Венеции, Турина и
Милана.
В 1799 году совершенствовался в Париже у Ж. Ф. Кулона. В том же
году дебютировал в Академии музыки и танца (Парижская опера) в балете
"Караван".
В 1802-1805 годах первый танцовщик Королевской оперы в
Стокгольме. Значительную часть творческой жизни Тальони посвятил
хореографическому образованию и сценической карьере дочери; многие
постановки были осуществлены в расчете на ее исключительные данные.
В 1805-1828 годах работал в театрах Вены, Мюнхена, Штутгарта.
Балет "Атланта и Иппомен" (1805), поставленный в Вене, - первая
балетмейстерская работа Тальони.
В 1830-1836 годах балетмейстер Парижской оперы, на сцене
которой поставил дивертисменты в операх: "Бог и баядерка" (1830) и
"Густав III, или Бал-маскарад" (1833) Д. Ф. Обера, "Роберт-Дьявол"
(1831) и "Гугеноты" (1836) Дж. Мейербера, "Жидовка" Ф. Галеви (1835),
балеты: "Сильфида"; "Натали, или Швейцарская молочница" А. Гировеца и М.
Э. Карафы ди Колобрано - оба 1832, "Восстание в серале" Т. Лабара
(1833), "Бразилия, или Племя женщин" В. Р. Галленберга (1835), "Дева
Дуная" (1836).
Вместе с дочерью находился в Петербурге, где поставил: "Гитана,
испанская цыганка" И. Ф. Шмидта и Обера, "Миранда, или Кораблекрушение"
на музыку Обера и Дж. Россини (оба 1838), "Тень" Л. В. Маурера (1839),
"Морской разбойник" А. Адана (1840), "Аглая, или Воспитанница Амура"
(1841), "Герта" и "Дая" (1842) - все Келлера. Впоследствии Тальони
работал в театрах Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. В "Ла Скала"
поставил: "Сатанилла, или Любовь и ад" Ф. Бенуа и Н. Ребера (1842),
"Пери" Дж. Паниццы (1843).
Тальони - один из новаторов хореографического искусства.
Художественные принципы, наметившиеся в его балетных сценах 3-го
действия оперы "Роберт-Дьявол" (танцы теней монахинь), с наибольшей
полнотой были воплощены в "Сильфиде", своеобразном эстетическом
манифесте романтизма. Новаторский характер этой постановки способствовал
утверждению на сцене новой, более богатой и разнообразной тематики,
совершенствованию и углублению выразительных средств (вводил
жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные народные танцы и пантомимические
сцены) и техники классического танца (первый применил танец на пуантах,
для создания романтических образов провел реформу костюма).
Создание нового исполнительского стиля было неотделимо от
реформы балетного спектакля в целом, коснувшейся также декорационного
оформления (использовал в спектаклях полеты, различные сценические
трюки, превращения).
Тальони был выдающимся педагогом классического танца. Его метод
преподавания зафиксирован французским танцовщиком Л. Адисом. После 1862
года оставил педагогическую и сценическую деятельность.
Из балетов Тальони наиболее продолжительную жизнь на русской
сцене имела "Сильфида". Она прочно вошла в репертуар петербургского и
московского балета, в роли Сильфиды выступали многие знаменитые русские
балерины.
Остальные спектакли шли сравнительно недолго. Несмотря на это,
принципы танцевального действия, утвержденные Тальони, введенная им
танцевальная лексика продолжали жить в русском балете, который с помощью
Тальони и других иностранных хореографов и артистов в 1830-1850-х годах
приобщился к романтизму.