Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ВАЙНОНЕН, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ [8 (21) февраля 1901, Санкт-Петербург —
23 марта 1964, Москва], русский артист балета, балетмейстер, заслуженный
артист России (1939). Сталинская премия (1947, 1949).
"Отличный знаток классического танца, он тем не менее
считал, что современность легче выразить народно-характерным, чем
классическим танцем, природа которого менее откликается на зов времени:
прежде чем встать на пуанты, надо научить современный балет твердо, на
всей стопе, стоять на земле. Всегда стремился показать в танце живого
человека и реальные жизненные ситуации. А его художественное виденье
оставалось очень конкретным".
Балетный критик Виолетта Майниеце.
Родился 8 (21) февраля 1901 г. в Санкт-Петербурге. По окончании
Петроградского хореографического училища (педагог В. И. Пономарев) в
1919-1938 — солист, в 1930-1938 гг. — балетмейстер петроградского
(ленинградского) Государственного академического театра оперы и балета
(с 1935 г. театра им. С.М. Кирова, ныне вновь Мариинский театр), где
исполнял характерные и гротесковые партии: Арап ("Петрушка" И. Ф.
Стравинского), Паяц ("Фея кукол" И. Байера), Сатир ("Времена года" А. К.
Глазунова).
В 1935-39 работал в качестве балетмейстера Ленинградского театра им. Кирова.
Вайнонен начал ставить танцы еще в 1920-х годах, в 1930 был
одним из постановщиков балета Золотой век (совместно с Л.В.Якобсоном и
В.П.Чеснаковым, музыка Д.Д.Шостаковича). Однако первым крупным успехом
Вайнонена стал посвященный событиям Великой Французской революции балет
Пламя Парижа (музыка Б.В.Асафьева, 1932). В дальнейшем Вайнонен
обращался к темам революционным или современным, раскрывая их главным
образом средствами сценически претворенного фольклора и пантомимы
(Партизанские дни, 1937; Милица, 1947 — оба с музыкой Асафьева). В числе
наиболее удавшихся ему постановок были также комедии, в частности
Мирандолина (музыка С.Н.Василенко, 1949).
Богатая хореографическая фантазия, проявившаяся не только в
сфере характерного, но также классического танца, позволила ему создать в
1934 свою редакцию балета П.И.Чайковского Щелкунчик; спектакль шел во
многих театрах СССР и за рубежом. В "Щелкунчике" подлинным шедевром
постановщика стала сцена "Снежинок", где гармоничное слияние музыки и
танца создавало сказочную атмосферу зимнего леса. Па де де из этого
балета часто исполняется в концертах и на конкурсах, как и знаменитейшее
виртуозное па де де Жанны и Филиппа из балета "Пламя Парижа". Поставил
балет "Раймонда" Глазунова (1938).
В 1946–50 и 1954–58 годы Вайонен был балетмейстером Большого
театра, где поставил "Мирандолину" С. Н. Василенко (1949), "Гаянэ" А. И.
Хачатуряна (1957). Балетмейстер обращался и к миниатюрам (одна из
наиболее известных работ в этом жанре — виртуозный "Вальс" на музыку М.
Мошковского). Па-де-де из его "Пламени Парижа" и "Щелкунчика" вошли в
программу классических произведений на Международных балетных конкурсах.
Одним из самых известных его номеров стал "Вальс" на музыку М.
Мошковского, который, в частности, виртуозно исполняла Ольга
Лепешинская.
Непродолжительное время возглавлял балетную труппу Московского
музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Творчеству балетмейстера посвящена книга его вдовы Клавдии
Армашевской и его сына Никиты Вайнонена - "Балетмейстер Вайнонен". М.,
Искусство, 1971.
Награды
1939 г. - получил звание "Заслуженный артист РСФСР" и орден "Знак Почета".
1947 г. - за постановку балета "Пламя Парижа" был удостоен Сталинской (Государственной СССР) премии.
1949 г. - получил Сталинскую (Государственную СССР) премию за
спектакль "Проданная невеста" Б. Сметаны, в котором осуществил
постановку танцев.
Умер Вайнонен в Москве 23 марта 1964. Похоронен на Новодевичьем кладбище.