Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Татьяна Михайловна Вечеслова (25 февраля 1910 года, Петербург — 11 июня 1991 года, там же) — советская балерина, педагог.
Татьяна Вечеслова родилась в Петербурге в аристократической
семье. Её отец — Михаил Михайлович Вечеслов(10 августа, 1855 — 12
февраля, 1943), потомственный дворянин, выпускник Пажеского корпуса,
подполковник. Мать - Евгения Петровна Снеткова-Вечеслова (22 февраля,
1882 — 16 ноября, 1961), ученица Чекетти, с 1900 года танцевала в
кордебалете Мариинского театра, преподавала в частных студиях
Петрограда, затем в начальных классах Хореографического училища.
По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог —
Ваганова, Агриппина Яковлевна), дебютировала на сцене Мариинского
театра в партии Гюльнары в балете «Корсар».
«…Балерина, блиставшая как в лирико-драматических партиях, так и в
бравурно — виртуозных ролях… Создала образы, отмеченные изяществом,
отточенностью танцевальной формы, артистическим дарованием …»
— В.В.Чистякова. Энциклопедия "Русский Балет"
Сценический талант Татьяны Вечесловой, артистки
Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, особенно ценишь,
когда в «Бахчисарайском фонтане» она танцует Зарему вместе с Улановой —
Марией. Это один из лучших дуэтов балерин в советском балете. Когда в
III акте балета Зарема-Вечеслова «ревностью дыша», проникает в
опочивальню Марии, действие приобретает особенную страстность.
Превосходная артистка Вечеслова обладает иной палитрой чувств, чем
Уланова. Она умеет не только любить, но и ненавидеть. Вряд ли можно
представить себе клинок Заремы в руках Улановой. И как естественно
сжимает рукоять кинжала Вечеслова! У нее все краски сгущены, ярки,
интенсивны. Это не акварель, а «масло». Драматическое начало в
творчестве Вечесловой особенно звучит, когда она становится Эсмеральдой в
балете, созданном по роману Гюго. На балу у знатной Флёр де Лис уличная
танцовщица должна увеселять своими плясками пышно разодетых гостей. Но
неожиданно узнав, что любимый ею офицер Феб — жених красавицы Флёр,
Вечеслова—Эсмеральда вносит в танцы цыганки такую скорбь, такое
отчаяние, что, кажется, ещё мгновенье — и подобно Жизели сойдет с ума и
страдающая Эсмеральда. Но Эсмеральда продолжает танцевать, - и Вечеслова
в тонких пропорциях сочетает механически воспроизводимую
профессиональность танца с теми бликами подлинных чувств, которые каждый
изгиб тела, каждый удар тамбурина делают выражением истинных страстей.
Повышенная драматичность совмещается у Вечесловой и с даром комизма.
Когда ей приходится исполнять дочь трактирщицы Китри в «Дон-Кихоте» или
крестьяночку Лизу в «Тщетной предосторожности», она изображает своих
героинь с тонким юмором, с задорным лукавством, с искорками в глазах.
Здесь она насмешлива и иронична. Здесь она заменяет кисть живописца
остро отточенным карандашом весёлого карикатуриста. Все построено на
каких-то удачно найденных штрихах и деталях. И всё пронизано
жизненностью и «юмором».
— Николай Волков. Двадцать лет в балете. «Советский балет». 1938. №6. с.27
«У Вечесловой были выразительны не только сложные па, но
и самые простые движения, ход, бег. Нельзя забыть знаменитого
па-де-буре Вечесловой — жемчужную россыпь пластического смеха»
— Борис Львов-Анохин. Балетные спектакли последних лет. М., 1972
«Кто не вспоминает вечесловского бега! Точно по
мелководному быстрому ручью, разбрасывая брызги, бежала Паскуала
Вечесловой в своей вариации. Жизнерадостная Китри высекала на бегу
искры, которые совершенно зримо разлетались по сцене. И мелко, мелко
перебирала ногами, обутыми в изящные черные туфельки, ее Коломбина…»
— Галина Кремшевская. Татьяна Вечеслова. Л., 1951
Литературные труды
1964 — «Я — Балерина». Татьяна Вечеслова
1984 — «О том, что дорого». Татьяна Вечеслова
Награды и звания
1939 — Заслуженная артистка РСФСР
1946 — Сталинская премия за спектакль «Золушка» (Постановка — Сергеев, Константин Михайлович)