ЛИБРЕТТО
Хореография: Б. Эйфман
Музыка: П. Чайковский, А. Шнитке, Ж. Бизе
Художник: Вячеслав Окунев
АКТ ПЕРВЫЙ
Революционный Петроград. В балетном классе бывшего
императорского театра идет урок классического танца. Строгий и придирчивый
Учитель среди всех танцовщиц выделяет ту, чей совершенный танец и чуть
загадочный облик воплощают его идеал прекрасного.
Сверкающий позолотой зрительный зал. Выступление Балерины
вызывает всеобщий восторг. Среди поклонников и представитель новой власти,
Чекист. Не только прекрасным искусством влечет его Балерина. Грубый напор,
властные объятия Чекиста подавляют ее волю.
Чекист вводит Балерину в свой, неведомый ей мир, где дикий
разгул революционной толпы превращается в безумный праздник уничтожения. И
царит на этом празднике она сама, забыв на миг заветы Учителя. Однако
заложенные им духовные ценности оказываются сильнее дурмана разрушения.
Балерина возвращается в балетный класс, к Учителю.
В стенах театра новая власть, жестокая и агрессивная,
подавляющая все на своем пути. Белые Балерины должны стать послушным орудием
красной идеи. Учитель в отчаянии. Происходящее невыносимо, но он не может
что-либо изменить.
Сложные отношения связывают Балерину и Чекиста. Здесь
влечение и неприятие, страсть и непонимание. Чекист позволяет Балерине
присоединиться к эмигрантам, навсегда покидающим Россию.
АКТ ВТОРОЙ
Балетный класс парижской Гранд Опера. Известный танцовщик и
хореограф ведет репетицию. Предлагаемая им танцевальная пластика непривычна для
Балерины, но вдохновенный талант творца увлекает. Танцовщик становится
Партнером, обоих ждет триумфальный успех.
Зародившееся чувство к Партнеру не встречает взаимности.
Безответная любовь, одиночество в чужом мире все больше обостряют признаки
душевного надлома.
Балерина пытается забыться в атмосфере веселящегося Парижа.
Но призраки прошлого преследуют ее и здесь. Не дают покоя красные отблески
революции, кошмарным наваждением является Чекист.
Не приносит забвения даже любимая роль Жизели, в которой
Балерина неизменно потрясала зрителей, завоевала мировую славу. Участь Жизели
уготована ей самой — предательство возлюбленного, сумасшествие. Зеркала
преломляют больное сознание великой Балерины. И безумие видится спасением,
уходом в мерцающий мир "той стороны зеркального стекла".