Аллегорические балеты
В 30-е годы XVIII века постановки опер и балетов носили еще эпизодический характер, но в 40-е годы они становятся более систематическими. Этому безусловно способствовало появление первых русских артистов балета — учеников Жана Батиста Ланде. А с 50-х годов начинаются регулярные оперно-балетные спектакли. Наступила пора, когда стало возможно организовать общедоступный балетный театр. В 1756 году в Россию приехала оперно-балетная труппа Локателли. Классические балеты итальянцев вначале захватили внимание зрителей Петербурга и Москвы, но очень скоро интерес к ним иссяк. Несмотря на совершенную художественную форму, эти балеты были очень далеки от русской жизни и представляли собой бессюжетные, бездейственные выходы. Зритель же хотел смотреть хореографическую пьесу, наполненную драматическим содержанием. Работавшие тогда в России итальянские балетмейстеры Кальцеваро, Таулато, Гаспаро Анджолини, французы Парадиз, Шарль Ле Пик, австриец Франц Хильфердинг пытались создавать такие балеты и в соответствии с требованиями классицизма разрабатывали героика-трагедийные балеты. В своем творчестве они опирались на достижения других мастеров, среди которых важное место занимал французский балетмейстер Жан Жорж Новер. Он никогда не был в России, но балетные постановки в духе классицизма с законченным драматическим содержанием и четко развивающимся действием шли на русской сцене. Балетмейстер австрийского придворного театра Франц Хильфердинг шесть лет пробыл в Петербурге: с 1759 по 1765 год. Вместе с ним приехал Леопольд Парадиз — французский танцовщик и педагог. Первые балетные дивертисменты Хильфердинта, в которых, однако, соблюдалось единство места и было самое примитивное развитие действия, привлекли к себе и зрителей, и русских артистов. Они с увлечением работали с Хильфердингом, потому что им как представителям русского искусства были близки содержательность и реалистическая тенденция его спектаклей. Большой успех выпал на долю балета Хильфердинга «Победа Флоры над Бореем», исполненного русскими танцовщиками. Совсем простой по сюжету, но тем не менее с законченным развитием действия, этот балет позволил артистам проявить их индивидуальные возможности, поскольку требовал от исполнителей создания более глубоких и содержательных образов. Это было в 1760 году. Таким образом, в России сюжетный балет появился почти на 15 лет раньше, чем во Франции.
|