МИЗАНСЦЕНА

Мизансцена (фр. miseenscene – маленькая сцена, размещение на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом в конкретном музыкально- сценическом пространстве и в действии.
Искусство мизансцены заключено в особой способности балетмейстера а мыслить фундаментальными пластическими образами.
Мизансцена – так же это своеобразный язык постановщика, средство образного выражения балетмейстерской мысли, объединяющее в гармоническое целое все выразительно-изобразительные художественное действие (музыкальное, изобразительное, световое, цветовое, шумовое и. т. д.).
В характере мизансцены проявляется стиль и жанр постановки.
Последовательный ряд мизансцен называют балетмейстерским ходом.
Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и конфликт персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо-ритм и т. п.
Мизансцены большей частью носят центростремительный (когда все присутствующие на сцене тянутся друг к другу или к какой-то точке в центре между ними) и центробежный (когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга) характер.
Главные качества мизансцен: жизненная основа, действительность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
Виды мизансцен и их назначение .
Мизансцены могут быть метафорическими, гиперболическими, и ироническими.
Театральная терминология делит также мизансцены на главные и не главные, узловые, проходные, служебные и даже неизбежные и неминуемые.
Узловые, центральные - мизансцены, которые в своей пластической выразительности возвышаются до художественного выявления смысла режиссерского замысла, образного выражения его идеи.
Мизансцена финальная - выражающая образный смысл представления, его идею, создающая единение исполнителей и зрителей, запечатлевая духовный образ праздничного театрализованного действа.
Мизансцена опорная - это основное расположение действующих лиц, которое определяет построение мизансцен данного номера или конкретного эпизода.
К опорной мизансцене можно отнести и кульминационные образные мизансцены, выражающие символический смысл данного эпизода или всего представления.
Мизансцена переходная - осуществляющая переход от одной опорной мизансцене к другой. Переходная мизансцена является важнейшим элементом монтажа массового представления, соединяя его художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.
|