СЭМЮЭЛ БЕККЕТ

Сэ́мюэл Бе́ккет (англ. Samuel Beckett, 1906—1989) — выдающийся ирландский писатель. Один из основоположников (наряду с Эженом Ионеско) театра абсурда. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года. Писал на английском и французском языках. Произведения Беккета отличаются минимализмом, использованием новаторских приёмов, философской тематикой.
Содержание:
1 Биография
1.1 Ранние годы
1.2 Университетские годы
1.3 Начало писательской деятельности
1.4 «Дурные времена»
1.5 Эмиграция, «Мерфи»
1.6 Вторая мировая война
1.7 Послевоенный успех, романическая трилогия
2 Библиография
3 Примечания
4 Ссылки
5 Литература
Ранние годы Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля (в Страстную пятницу) 1906 года в небольшом поселении Фоксрок в непосредственной близости от Дублина, Ирландия. Отец — Уильям Фрэнк Беккет (1871-1933) работал в строительном бизнесе, мать — Мария (Мэй) Беккет, урождённая Роу (1871-1950), была дочерью довольно состоятельного фабриканта. Беккеты представляли собой зажиточное протестантское семейство англо-ирландского происхождения, несмотря на то, что фамилия «Беккет» имеет нормандские корни. Беккет получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала в частной школе, затем — в Эрлсфортском интернате в Эннискиллен, заведении, которое выпестовало другого знакового деятеля английской и ирландской культуры – Оскара Уайлда. С 1920 по 1923 год он продолжил свое образование в Порторской Королевской школе, в Северной Ирландии, где обнаруживает блестящие способности как к гуманитарным наукам, так и к спортивным играм (активно занимается боксом и крикетом) [править] Университетские годы
Наконец, в 1923 году Беккет поступает в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где интенсивно изучает английскую и современную ему европейскую литературу, французский и итальянский языки. В Тринити-колледже Беккет знакомится с профессором романских языков Томасом Родмоуз-Брауном, который прививает юноше интерес к классической и современной французской и итальянской литературе и драме (Беккет усиленно изучает Ронсара, Сева, Петрарку, Расина и других), а также ободряет в его первых творческих начинаниях. Кроме того, Беккет берет частные уроки итальянского и с жадностью штудирует «Божественную комедию» Данте. В течение 1925-26 годов Беккет много путешествует, впервые посещая Францию и Италию, те страны, культура которых оказала наибольшее влияние на творческую биографию писателя. В 1927 году сдает экзамены, получает степень бакалавра современных языков (французский и итальянский). По рекомендации своего учителя проф. Родмоуз-Брауна Беккет получает должность преподавателя английского и французского языков в колледже Кэмпбелл, Белфаст. Учительский опыт разочаровывает будущего писателя: Беккету кажется невыносимо скучным объяснять элементарный материал, и, проработав два семестра, Беккет по программе преподавательского обмена отправляется в Париж, в престижнейшую Эколь Нормаль сюперьёр, на должность преподавателя английского языка. Тогда же завязывается двухлетний роман Беккета с его кузиной Пегги Синклэр. По приезде в Париж Беккет знакомится со своим предшественником по программе обмена с Эколь сюперьер Томасом Макгриви, который знакомит Беккета с влиятельными представителями парижской артистической богемы, включая Джеймса Джойса, и которому суждено стать ближайшим другом и конфидентом писателя на протяжении всей его жизни.
Начало писательской деятельности В 1929 году в Париже Беккет знакомится со своей будущей женой Сюзанной Дешево-Демениль, а также публикует в одном из журналов написанный по совету Джойса свой первый литературный опыт — критическое исследование «Данте...Бруно. Вико..Джойс» и первый короткий рассказ «Assumption». Приблизительно в то же время Беккет сближается с Джеймсом Джойсом и становится его литературным секретарём, в частности, помогая ему в работе над «Вещью в работе», последним и наиболее необычным и новаторским произведением Джойса, в итоге получившем название «Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake). Осенью 1930 года Беккет возвращается в Тринити-колледж, где продолжает педагогическую деятельность в качестве ассистента проф. Родмоуз-Брауна, преподавая французский язык и читая лекции о Бальзаке, Стендале, Прусте, Флобере, Жиде, Бергсоне. Лекторская работа и преподавание неимоверно тяготят замкнутого, почти патологически стеснительного Беккета – отработав один учебный год, Беккет покидает Тринити-колледж и возвращается в Париж. Приблизительно к этому времени относится написание поэмы «Часоскоп» ("Whoroscope”) в форме довольно пространного монолога Рене Декарта о сущности времени – первого изданного отдельной книгой произведения писателя, -и критическое эссе «Пруст» о творчестве Марселя Пруста. В первой половине 1932 году Беккет работает над своим первым большим прозаическим произведением, романом «Мечты о женщинах, красивых и так себе», начатом в Дублине годом ранее. Книга, написанная сложным языком, на каждом шагу демонстрирующая изощренную эрудицию писателя, была посвящена довольно многословному и запутанному описанию взаимоотношений носящего, как водится, автобиографические черты протагониста Белаквы с тремя девушками (прототипом одной из которых послужила уже упоминавшаяся кузина Беккета Пегги Синклэр, а второй – безумная дочь Джойса Лючия) и миром, в целом. Роман был отвергнут всеми издателями и был опубликован лишь посмертно в 1992 году.
«Дурные времена» 1933 год выдается непростым для молодого писателя. Сначала от туберкулеза умирает Пегги Синклэр, несколькими неделями спустя уходит из жизни отец Беккета, что повергает Беккета в тяжелую депрессию, перемежающуюся приступами паники. Писатель уезжает в Лондон, где проходит курс психотерапии. В 1934 году Беккет опубликовал свой первый сборник рассказов, объединённых общим героем, «Больше тычков, чем ударов», который, впрочем, также не имел сколько-нибудь значимого успеха ни у читателей, ни у критиков. В 1935 году маленькое издательство, принадлежащее одному из друзей писателя, публикует стихотворный сборник Беккета «Кости эха». К тому же времени относится начало работы над романом под названием «Мёрфи». Ни писательская карьера, ни карьера литературного критика и эссеиста в Лондоне не задается. Беккет возвращается в Дублин, где завершает работу над «Мерфи», пишет письмо C. Эйзенштейну с просьбой о принятии на обучение в Государственный институт кинематографии (ответа не было получено), пишет поэму «Каcкандо», путешествует по нацистской Германии. В середине октября 1937 года писатель переезжает в Париж, которому суждено стать его домом до самой смерти.
Эмиграция, «Мерфи» Обосновавшись во Франции, Беккет пытается пристроить«Мёрфи» в какое-либо из издательств и после 42 отказов роман все-таки публикуется в марте 1938 года. В центре повествования – молодой безработный ирландец Мерфи, исповедующий достаточно эксцентричную философию неделания и живущий за счет своей возлюбленной, проститутки Селии, которая тщетно пытается сподвигнуть Мерфи на заработки и начало нормальной семейной жизни. Роман, написанный в сатирическом ключе, полный специфического юмора, литературно-философских аллюзий, имеющий трагическую концовку, был принят критиками весьма сдержанно и не имел никакого коммерческого успеха. Беккет переживает кризис, попадает в уличную переделку, закончившуюся ножевым ранением, и начинает встречаться с Сюзанной Дешево, ставшей его постоянной спутницей на всю оставшуюся жизнь (пара официально поженится лишь в 1961 году). В то же время Беккет начинает переводить «Мерфи» на французский и делает первые попытки написания стихов непосредственно на языке своей новой родины, что является поворотной точкой в знаменитом билингвизме писателя, ставшего одинаково почитаемым достоянием как английской, так и французской литературы.
Вторая мировая война
В июне 1940 года Третий рейх наносит сокрушительный удар по Франции, немецкие войска входят в Париж. Беккет, несмотря на то, что является гражданином нейтральной Ирландии, становится участником французского Сопротивления, выполняя, в основном переводческие и секретарские функции. В 1942 году, скрываясь от немцев, Беккет был вынужден бежать в деревню Руссийон, Воклюз, Южная Франция. Его сопровождает гражданская жена Сюзанна Дешево-Дюмениль. Опыт, полученный за несколько лет, проведенных в глубокой французской провинции, в атмосфере страха и заброшенности, занятых тяжелым физическим трудом, лег в основу мрачного романа «Уотт», изданного лишь в 1953 году и ставшего поворотным этапом в прозаическом творчестве писателя. По окончании войны Беккет, награжденный военными наградами французского правительства, некоторое время служит в военном госпитале Ирландского Красного Креста в Сен-Ло, затем - возвращается вместе с Сюзанной в Париж.
Послевоенный успех, романическая трилогия Живя в Париже, в период с 1946 по 1950 г. Беккет создает основной корпус текстов, принесших ему славу: пьесу "В ожидании Годо", романы «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный». К началу 1950х гг. к Беккету наконец приходит успех. 5 января 1953 г. в Париже состоялась премьера постановки его самого известного произведения — написанной по-французски абсурдистской пьесы «В ожидании Годо». С 1951 по 1953 год была,наконец, издана романическая трилогия, сделавшая Беккета одним из самых известных писателей XX века. Эти романы написаны на неродном писателю французском языке и позднее им же самим переведены на английский. В 1957 году на БиБиСи выходит драма «Конец игры». Через 8 лет опубликован последний роман писателя «Как это». В 1958 году Беккет начинает работу над «Последней лентой Крэппа», глубоко личной вещью, в которой Беккет уже в привычной для себя ипостаси драматурга вновь и вновь обращается к темам старения, смерти, одиночества. В начале 1960х гг. Беккет не создает крупных произаических вещей, сконцентрировавшись на драматургии и постановке телевизионных пьес. В 1969 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе. В своём решении Нобелевский комитет отметил[1]: Сэмюэл Беккет награждён премией за новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом. Глубинный пессимизм Беккета содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ. Премию Беккет согласился принять только при условии, что получит её французский издатель Беккета, широко известный Жером Линдон, что и было исполнено. Последние годы Беккет вёл чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать какие-либо комментарии о своём творчестве. Сэмюэл Беккет умер в Париже 22 декабря 1989 года в возрасте 83 лет, спустя несколько месяцев после смерти своей супруги Сюзанны.
Библиография Романы
Мечты о женщинах, красивых и так себе / Dream of Fair to Middling Women (1992)
Больше лает, чем кусает / More pricks than kicks (1934)
Рассказы Мёрфи / Murphy (1938)
Моллой / Molloy (1951)
Малон умирает / Malone meurt (1951)
Уотт / Watt (1953)
Безымянный / L’Innomable (1953)
Как оно есть / Comment c’est (1961)
Опустошитель / Le Depeupler (1971)
Мерсье и Камье / Mercier et Camier (1974)
Собеседник / Company (1979)
Пьесы В ожидании Годо /
En attendant Godot (1952, рус. перевод 1966)
Act Without Words I (1956)
Act Without Words II (1956)
Конец игры / Fin de partie (1957)
Последняя плёнка Крэппа / Krapp’s Last Tape (1958)
Rough for Theatre I Rough for Theatre II Счастливые дни / Happy Days (1960)
Play (1963) Come and Go (1965)
Breath (1969)
Not I (1972) That Time (1975)
Footfalls (1975)
A Piece of Monologue (1980)
Rockaby (1981)
Ohio Impromptu (1981)
Catastrophe (1982) What Where (1983)
Eleutheria (1995)
Стихотворения Poems (разные годы)
Примечания ↑ Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992 ↑ Роман был написан в начале 30х годов XX века, но опубликован лишь после смерти автора.
Ссылки Сэмюэл Беккет в библиотеке Максима Мошкова Сэмюэл Беккет в «Лавке языков» Сэмюэл Беккет: Биография, фотографии, произведения, статьи Сэмюэл Беккет(англ.) на сайте Internet Movie Database
Литература Беккет, Сэмюэль. Осколки: эссе, рецензии, критические статьи. М., Текст, 2009. Токарев Д. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное объединение, 2002.- 336 с. Bair, Deirdre. Samuel Beckett: A Biography. Vintage/Ebury, 1978. ISBN 0-09-980070-5. Fletcher, John. About Beckett. Faber and Faber, London, 2006. ISBN 978-057-1-23011-2.
|