Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Людовик XIV де Бурбон, получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне
(«данный Богом», фр. Louis-Dieudonne), также известный как
«король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик XIV
Великий, (5 сентября 1638, Сен-Жермен-ан-Ле — 1 сентября 1715, Версаль) —
король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года — дольше,
чем какой-либо другой европейский монарх в истории.
Родился 5 сентября 1638 в Сен-Жермен-де-Ле. Сын Людовика ХIII и
Анны Австрийской. Ему не было и пяти лет когда умер отец. Регентшей
была объявлена Анна Австрийская, но фактическим правителем страны стал
ее фаворит итальянец кардинал Мазарини.
Царствование Людовика является классическим примером
абсолютизма. Он вошел в историю не только как тиран, но и как
король-строитель и просветитель. Наиболее известный мемуарист того
времени Сен-Симон, весьма враждебно относившийся к королю, не мог
отрицать ту важную роль, которую сыграли Людовик XIV и его двор в
процессе развития бытовой культуры нового времени. Людовик хорошо владел
"ремеслом короля". Многие монархи стремились подражать поведению
"короля-солнца".
Хотя он был жесток, неискренен, равнодушен даже к самым
одаренным людям, которых какое-то время ценил, но не позволял себе быть
грубым.
Людовик развил в себе дисциплину поведения, соизмеряя свои
желания со здравым смыслом. В основе его действий был самодержавный
эгоизм, но сопровождаемый постоянным самоконтролем. Принципом поведения
короля было стремление добиваться своей цели, не унижая других людей. В
этом ему помогал природный артистизм.
Фактически весь придворный ритуал представлял своеобразный
тщательно отрепетированный балет. Каждый придворный и лакей знал свое
место. Но отношения господства и подчинения приняли здесь столь
изысканную форму, что абсолютная власть казалась менее нетерпимой. В то
же время король мог подавить любую инициативу у своих подданных. Это
плохо сказывалось на судьбе творческих людей (Мольер, Расин).
Но в его царствование Франция пережила расцвет культуры
классицизма связанный с именами Мольера, Расина, Буало, Лафонтена,
Фенелона и др. в литературе, Мансара в архитектуре, Пуссена и Лоррена в
живописи, Люлли в музыке. Жизнь Людовика XIV и его двора, фавориток,
особенно трех наиболее известных (Лавальер, Монтеспан, Ментенон)
вызывала большой интерес у множества писателей, от Вольтера до наших
дней.
Людовик XIV с детского возраста танцевал в так называемых
«балетах театра Пале-Рояль». Эти мероприятия были вполне в духе времени,
ибо проводились во время карнавала.
Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник, это —
перевёрнутый мир. Король на несколько часов становился шутом, артистом,
фигляром (как и шут вполне мог себе позволить предстать в роли короля). В
этих балетах юному Людовику довелось сыграть роли Восходящего солнца
(1653) и Аполлона — Солнечного бога (1654).
Позже устраивались придворные балеты. Роли в этих балетах
распределял сам король или же его друг — де Сент-Эньян. В этих
придворных балетах Людовик также танцует партии Солнца или Аполлона.
Для возникновения прозвища важно и другое культурное событие
эпохи барокко — о так называемой Карусели. Это празднично-карнавальная
кавалькада, нечто среднее между спортивным праздником и маскарадом. В те
времена Карусель называли просто «конным балетом». На Карусели 1662
года Людовик XIV предстал перед народом в роли римского императора с
огромным щитом в форме Солнца. Это символизировало то, что Солнце
защищает короля и вместе с ним и всю Францию.
Принцы крови были «вынуждены» изображать разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления.
У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой
Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали
не политика и не победы его армий, но конный балет».
Людовик XIV впервые появляется на сцене в 13 лет («Балет
Кассандры»). Он танцевал на публике в течение двадцати лет, и на сцене
его сопровождали самые блестящие танцоры того времени. Королевское
величие никак не подвергалось риску, поскольку Людовик был великолепным
танцором и при своих последних выступлениях на сцене появлялся как
солист среди самых искусных и виртуозных танцовщиков. Балет, благодаря
созданной им Академии танца, претерпел огромную эволюцию в сторону все
большего профессионализма и не переставал усложняться. Мало-помалу из
буффонного балета и маскарада придворный танец превратился в
превосходное выражение красоты, мощи, изящества и величия...