ЛОПУХОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОПУХОВ, ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1886–1973), русский артист балета и балетмейстер. Родился в Петербурге 8 (20) октября 1886. В 1905 окончил Петербургское театральное училище и работал в качестве артиста в Мариинском театре в 1905–1909 и 1911–1922 (в 1909–1910 в Большом театре). Первые балетмейстерские опыты относятся к 1918. На протяжении 1920-х годов поставил ряд новаторских спектаклей в петроградском (ленинградском) Театре оперы и балета (ГОТОБ). Создал первый программный балет-симфонию (Величие мироздания на музыку Четвертой симфонии Бетховена, 1923) и один из лучших балетов, посвященных революции (Красный вихрь, музыка В.Д.Дешевова, 1924). Со свойственным ему чувством современности Лопухов обратился к музыке И.Ф.Стравинского и новым жанрам танцевального спектакля в балете по мотивам комедии дель арте Пульчинелла (1926) и «веселом представлении с пением и музыкой» Байка про лису, петуха, кота да барана (1927). Дополнил классический танец элементами акробатики (Ледяная дева на музыку Э.Грига, 1927). Велико его значение как реставратора балетов классического наследия (Спящая красавица П.И.Чайковского, Раймонда А.К.Глазунова и др.) на сцене ГОТОБ. В 1930-х годах Лопухов организовал и возглавил балет ленинградского Малого оперного театра. Однако поставленный здесь в 1935, а вскоре и в Большом театре балет Светлый ручей оказался для Лопухова роковым. Статья Балетная фальшь, напечатанная в «Правде» и направленная главным образом против автора музыки, Д.Д.Шостаковича, послужила причиной вынужденного ухода Лопухова из Малого театра. В 1947 Лопухов поставил в Ленинграде Весеннюю сказку (на музыку П.И.Чайковского в обработке Б.В.Асафьева), затем ряд балетов на протяжении 1950–1960-х годов, вернувшись в 1951–1956 к руководству балетом ГОТОБ им. С.М.Кирова. В числе лучших его работ 1950–1960-х годов – Картинки с выставки на музыку М.П.Мусоргского в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (1963). Огромное значение имела также педагогическая деятельность Лопухова, в частности, на основанном им в 1962 балетмейстерском отделении Ленинградской консерватории. Умер Лопухов в Ленинграде 28 января 1973.
Лопухов - и новатор, и реставратор
Истории петербургского балета посвящена и публикация фрагмента книги И. СОЛЛЕРТИНСКОГО: "Статьи о балете" под названием "ЛОПУХОВ - И НОВАТОР, И РЕСТАВРАТОР". Публикация охватывает деятельность хореографа, начиная с его первой крупной постановки - балета Стравинского "Жар-птица" (1921). "В ней еще чувствуются недавние фокинские традиции, дух "Мира искусства", характерное понимание сказки как символического сновидения, полного жестокой фантастической эротики…
Следующая постановка - "Танц-симфония" (IV симфония Бетховена, 1923) - в своем роде замечательная попытка симфонизировать классический танец, создав большую форму по аналогии с музыкальной на самостоятельной разработке хореографических тем". "Байка про Лису" (1927, музыка Стравинского) - уже сюжетный, точнее синтетический спектакль, где к жесту присоединено человеческое слово, поющееся или декламируемое. Впервые делаются попытки заменить штампованную сказочную Русь этнографической, обрядовой.
…Ближе всего, думается, Лопухов подошел к решению проблемы нового хореографического театра в лучшем своем произведении - "Пульчинелле" (1926). Хореографическая сюита и веселый итальянский комедийный сценарий здесь действительно срослись в нераздельное единство.
В "Ледяной деве" (1927) - два акта отвлеченного акробатического танца, … обрамляют бытовой акт, построенный на фольклорной обрядности (свадьба в норвежской деревне).
Рассматривая главные произведения хореографа автор отмечает, что новаторский метод балетмейстера неминуемо привел к созданию нового типа актеров. "Не менее ценна и его работа репетитора и реставратора классического наследия. … Бесспорно: пресловутый "сдвиг" в художественных позициях балета есть реальный факт. Есть основания полагать, … что танец медленно идет к созданию нового выразительного языка. Нельзя не приветствовать, например, что балетмейстер, минуя уже материал сказок и исторических легенд, пытается найти сюжет в современной эпохе - балет вплотную подведен к современной тематике. А это одно дает уже право на признание за экспериментаторской работой Федора Лопухова серьезной общественно-художественной ценности.
|