Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
МОЛЬЕР (Moliere) [наст. имя и фам. - Жан Батист Поклен
(Poquelin)] (15.1.1622, Париж, - 17.2.1673, там же), французский
драматург, актёр и театральный деятель.
Создатель (совм. с Ж. Б. Люлли) жанра комедии-балета,
сыгравшего значит. роль в становлении хореографии как самостоятельного
вида искусства.
Мольер считал музыку, пение и танец важными элементами
спектакля, а не только украшениями к нему. Под его влиянием танцевальные
и вокальные эпизоды стали более органично увязываться с драматическим
действием ("Принцесса Элиды", "Мелисерта").
Для развития действенного сюжетного балета особенно значимы
комедии-балеты с остросатирическим сюжетом ("Докучные", "Брак поневоле",
"Любовь-целительница"). В них танец служил раскрытию характеров, а
иногда был и стержнем развивающегося действия (напр., танец рабов в
"Сицилийце").
Под влиянием Мольера балет драматизировался, становились
необходимыми элементы пантомимы; сатирическая направленность
произведений требовала расширения хореографических рамок характерного
танца, влекла за собой убыстрение темпов медленных танцев, появление в
спектаклях модных в то время мелодий.
Музыка к большинству комедий Мольера написана Люлли (музыка к
"Браку поневоле" принадлежит М. Шарпантье). Постановщиком танцев в них
был балетмейстер П. Бошан. Сам Мольер участвовал в этих постановках в
качестве характерного танцовщика (исполнял буффонный танец с клистиром в
"Г-не де Пурсоньяке", комический менуэт в "Мещанине во дворянстве",
Полишинеля в балетной интермедии к "Мнимому больному").
Комедии-балеты Мольера: "Докучные" (1661, в поместье
супер-интенданта Фуке), "Брак поневоле" (1664, Париж, Лувр), "Принцесса
Элиды" (1664, Версаль), "Любовь-целительница" (1665, Версаль),
"Мелисерта" (героическая комедия-пастораль, 1666, Сен-Жермен-ан-Ле),
"Комическая пастораль" (1666), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (1667),
"Жорж Данден" (в редакции комедии-балета, 1668, Версаль; 1669, праздник в
Шамборе), "Блистательные любовники" (1670, Сен-Жермен-ан-Ле), "Мещанин
во дворянстве" (1670, Шамбор), "Психея" (трагедия-балет, созданный в
соавторстве с драматургами П. Корнелем и Ф. Кино, 1671, Тюильри),
"Графиня д'Эскарбаньяс" (1671).
Поставленные первоначально по случаю королевских празднеств,
эти комедии впоследствии были возобновлены Мольером на сцене его театра в
Пале-Руаяль (Париж). Здесь же был поставлен "Мнимый больной" (1673).