Понедельник, 17.03.2025, 20:16 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Институт Культуры и Искусств

Вопросы и ответы по КПТ для 4 курса

ccccccccc

 

 

1.Раскройте сущность понятия  балетной режиссуры (или режиссура танца).

Балетная режиссура или режиссура танца - это комплекс приёмов и методов для создания музыкально-хореографического образа. Включает в себя использование всего огромного сценического арсенала изобразительно-выразительных средств хореографии,  базируется на индивидуальности и самобытности интеллектуала балетмейстера постановщика.  Балетная режиссура условно отвечает на вопрос  – как, каким образом, и включает в себя восемь основных видов балетных режиссур:

1.Режиссура движения (выразительного и изобразительного).
Режиссура движения (выразительного и изобразительного) есть и должна быть всегда, потому, что это основа из основ, это Альфа и Омега хореографии. Выразительные движения (позы) балета есть сердцевина хореографии. Они собственно и делают танец танцем, свободным излиянием эмоционального состояния человеческой души и человеческого тела. Это режиссура строится в основном на изобразительном танцевальном материале и пантомиме.

2.Предметная режиссура (с реальным предметом и предметами).
Этот вид режиссуры предполагает использование в танце дополнительных средств прежде всего это атрибуты и символы указывающие персонификацию действующего персонажа (у царя жезл, у гладиатора меч и т д.) Во вторых это сценический реквизит, позволяющий зрителю разграничить социальный статус, принадлежность общественного слоя и оказывающий в силу своей специфики построение особой лексики (к примеру, крестьянка с ведрами на коромысле и дворянку с букетом красивых роз) в силу специфики они не смогут одинаково двигаться, и хореография будет отличаться.
3.Беспредметная режиссура (с воображаемыми предметами или выстроенными из тел).
Данная режиссура имеет историческое прошлое, при формировании принципов балетного спектакля. И их содержанию придавалось огромное значение танец был действенным, то есть все главные перипетии сюжета решались пантомимой. Грамотное и умелое использование в сочетании с данной режиссуры с фантазией постановщика, усилит и обогатит его творение.

4.Режиссура воображения (с воображаемым персонажем или персонажами).
Этот вид режиссуры, используются в хореографии значительно реже, чем остальные, и применяется как балетмейстерский прием в отдельных сценах или небольших танцевальных фрагментах. Постановщик всегда должен чувствовать себя в своей стихии быть новатором, постоянно добавлять новое, свое, пропагандировать самобытность и не бояться экспериментировать.  Режиссура воображениия этоодин из главных, нужных и эффективных инструментов.
5.Режиссура ситуаций (различных сценических положений действующих лиц).
Суть данной режиссуры заключается в том, что для ее применения необходимо владеть определенными приемами, методами развития движения (механическая, метроритмическая, метафорическая) и владение понятием "Динамика сценического пространства”. Выход из какой-то мизансцены или наоборот создание определённой мизансцены, всегда ограничивается планшетом сцены и её планами, а мы знаем, что планы сценической площадки неоднородны: на авансцене движение звучит очень сильно, а на втором или третьем плане у кулисы звучание движения , да и действие танца приглушены. Исходя из этого мы вынуждены учитывать данную специфику и соответственно пытаемся найти те движения, позы, и строим танцевальную комбинацию таким образом, чтобы нужная ситуативность или звучала громко или наоборот была приглушена.

6.Режиссура импровизации (создание танца в реальном времени).
Данный вид режиссуры заключается в сочинение танцевальной лексики персонификационного или эмоционального свойств, персонажем или персонажами в реальном танцевальном действии, в реальном определенно-конкретном музыкально – драматургическом пространстве, носит характер мгновенного (сиюминутного) творчества.

7.Режиссура стилизации (методы стилизации движения)

Данный вид режиссуры является наиболее трудным из всех, но и самый интересным для проявления индивидуального творчества, так как предполагает максимальное использование всех профессиональных и интеллектуальных способностей постановщика и, прежде всего владение "Режиссурой движения”. Во-вторых, эта режиссура требует танцевальной техники как таковой вообще. В-третьих, знания и владение элементарными основами музыкального материала. Условно данная режиссура предполагает, что сочинитель производит трансформацию первоначального движения различными способами и методами, т.е.: -предание иной стилистики движению или танцевальной фразе (комбинации) различными видами балетных режиссур -исполнение движений в различных условиях метроритма, темпоритма -придание движению определённый характер, то есть применить аспект метафорического, персонификационного превращения движения и дальнейшего его развитие.

8.Режиссура мизансцен

 

 

2.Раскройте  сущность хореографического понятия «Лейтмотив»  (или пластический лейтмотив).

Лейтмотив – это поза, жест, движение, или короткая танцевальная комбинация персонификационного свойства, многократно пов­торяемая на протяжении всего хореографического произведения. Бывает буквального или вариантного вида и условно отвечает на вопросы – кто, какой? 

 

 

3.Раскройте сущность понятия   “Танцевальная или пластическая фраза ”  и расскажите о методике её построения.

Танцевальная фраза - это первый относительно законченный танцевальный фрагмент, требующий дальнейшего развития и обязательного завершения, имеющий условную структуру построения.

Структура  танцевальной фразы может включать в себя; сочетания  движений между собой  разнообразными музыкальными аспектами   (унисонный асепект и аспект пластической интерпретации), а так же включает движения персонификационного свойства, движения  - "лейтмотивы" и если необходимо то и акцентирование .     

 

4. Раскройте сущность  понятия  “Режиссура движения“ и расскажите  об основных её составляющих.

1.Режиссура движения(выразительного и изобразительного).
Режиссура движения (выразительного и изобразительного) есть и должна быть всегда, потому, что это основа из основ, это Альфа и Омега хореографии. Выразительные движения (позы) балета есть сердцевина хореографии. Они собственно и делают танец танцем, свободным излиянием эмоционального состояния человеческой души и человеческого тела. Это режиссура строится в основном на изобразительном танцевальном материале и пантомиме.

Создание, развитие  и трансформация движений осуществляется по трём основным аспектам:

Механический аспект - задача данного аспекта выражается в том чтобы создать максимальное количество вариантов одного движения.

Метроритмический  аспект- суть данного аспекта выражается в том чтобы исполнит танцевальную комбинацию в различный ритмических рисунках одного и того же музыкального материала

 Метафорический аспект когда образу человека придаются свойства животного насекомого или примата (трусливый как заяц, неповоротливый как медведь и т.п.)

 

5. Раскройте сущность  понятий “Драматургия хореографической постановки”.

Драматургия танца или балетная драматургия *1) – это система законов, методов и приёмов для построения основного и сквозного сюжетного действия,  эффективного определения эмоциональной и действенной нагрузки между действующими лицами, находящимися в едином музыкально - сценическом пространстве. Это система для создания танцевально-сценического конфликта, его развития и динамичного завершения через хореографическую персонификацию главных и второстепенных действующих лиц на основе литературного или сценарного содержания.

*1 Драмой стали называть жанр драматургии. Аристотель рассматривал жанр как два  вида: трагедию, и комедию.

*2 Персонажи именуются действующими лица.

*3 Особый текст, предназначенный для показа публике называется драмой или пьесой.

*4 Термин «пьеса» (от фр. Piece- «кусочек») этим словом называли любой фрагмент, который либо представляли актеры, либо исполняли музыканты.

 

 

6. Раскройте сущность хореографического понятия  “ Контрапункт” (двухголосное  или трёхголосное построение хореографического текста) и расскажите о методике его построения

Контрапункт  это способ построения хореографического текста для двух и более исполнителей (голосов) в условиях исполнения одновременного активного сольного и унисонного танца,  в рамках единого музыкально-сценического пространства.

 

7. Раскройте сущность понятия  балетмейстерского приёма "Перекличка-повтор”

 Прием для отдельных позиций, движений и коротких комбинаций.

Заключается в повторе того, что было только, что используемым предыдущим

«голосом», или «голосами» танцовщиков в любом варианте какого – либо движения, фиксирует последние положение в то время, как идет повтор его комбинаций другим «голосом» (то есть в повторе – переклички используется прием "пластической паузы"). Перекличка–повтор может быть буквальной (то есть точным повторением предыдущей) и вариантной.

Может быть зеркальной (то есть повтор предыдущей комбинаций в обратном порядке).

.

8. Раскройте сущность понятия  балетмейстерского приёма "Расширение-сжатие”.

"Расширение-сжатие”– для двух, трёх (или более) голосов

Голоса одновременно (В контрапункте) исполняют какую – либо общую одну танцевальную комбинацию. Но темпоритм и метр исполнения у каждого голоса свой. У одного из голосов комбинации исполняется очень медленно ( например каждое движение на 2 т. 4/4), а другой быстро ( например, на 1/8), а третий в среднем темпе ( например, 2/4). Через какое – то, обусловленное балетмейстером время, исполнители обмениваются своими темпоритмами. Тот, кто делал медленно, начинает делать быстро или в среднем темпе, и наоборот.

9. Раскройте сущность  методики применения балетмейстерского  приёма “Вариционное развитие”.

(вариантное) – этот прием вариантной секвенции (прием 2,3) для длинных хореографических фраз. Здесь может быть пластическая пауза, а может и не быть, по усмотрению балетмейстера. Также как и в приеме, секвенция, в вариационном развитии должно участвовать не менее 3 – х голосов (в очередности повтора) или не менее 3 – х групп исполнителей, танцующих поочереди свои варианты 1 – ой хореографической фразы. Вместо пластической паузы у тех, кто исполнит свою комбинацию, может быть какое – то движение или поза или комбинация, но она не должна мешать исполнению последующим группам танцовщиков, своих вариантов, 1 – ой хореографической фразы, исполнений 1 – м голосом. Прием можно закончит общим унисоном.  

 

10. Раскройте сущность понятий  - ступени драматургии:  перечислите и поясните назначении  каждой

Ступени драматургии
1.ЭКСПОЗИЦИЯ — Во первых отстраниться  от повседневности и настроиться на восприятие танца. Зритель должен получить общее понимание -"кто, что, где, когда".  Завязка это введение в действие, зрителя знакомство его с действующими лицами; зритель должен понять кто этот или тот персонаж, какой у него характер смотрит во что он одет, возможно сможет понять, что перед ними — люди определенной национальности, живущие или жившие в ту или иную эпоху и в то или иное время. Зритель в общих чертах должен понять и определить для себя жанр, стиль  музыкального материала.
2.ЗАВЯЗКА — это та часть драматургии, где определяется и обозначается самое главное - "конфликт" т.е. вышедшие на сцену исполнители начинают собственно танец, балетмейстер интригуют зрителя и его задача заключается в том чтобы  выстроить хореографическое действие так, чтобы зритель спрашивал себя  : - "Что же произойдет дальше?" как будет развиваться сюжет , появится ли новый персонаж и т.п.

Собственно действие танца и будет развиваться  после "завязки" в следующей драматургической ступени "Развитии действия".
3.РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ  Самый главный  и самый  интересный этап балетмейстерско-режиссёрской работы т.е. эта  ступень отвечает за то как развивается "конфликт" и куда направлено его разрешение  и завершение. "Развитие танца, как и его завязка, определяется замыслом и содержанием хореографического произведения. Оно не обязательно должно идти по ступеням вверх, чтобы каждая последующая комбинация непременно перекрывала предыдущую. Могут быть и умышленные спады, как бы возвращающие назад, с целью накопления средств для последующего взлета на более высокую ступень".

4.КУЛЬМИНАЦИЯ - Это разрешение "Конфликта", поэтому должна  быть яркой, быстрой , с эффектной  силой воздействия на зрителей.

5.РАЗВЯЗКА должна ответить на вопрос; какое новое качество изменение претерпел тот или иной персонаж, как изменилась драматическая ситуация, здесь должна быть показана рождённая новая идея   автора режиссёра собственно ради чего он беспокоил своей пьесой зрителя со сцены.

6.ФИНАЛ окончание хореографического произведения. Зритель должен получить ответы на все вопросы, поставленные автором через либретто и содержание. Сочинитель должен дать свой авторский (философский) смысловой итог. Финал  должен быть ярким, мощным, сильным относительно предыдущих сцен  и по возможности внезапным!

 

11.Дайте характеристику понятиям «либретто, сценарий, сценарный план».

  • - краткое литературное описание содержания танцевального сочинения, выражающее основную идею хореографического спектакля. Либретто содержит общую информацию: имя композитора, балетмейстера-постановщика, художника, декоратора, осветителя, исполнителей и т.п., имеет форму программки (печатное изделие в виде листа или буклета, бывает с фотографиями и приложениями) и предназначенное для зрителя.

 

12.Раскройте сущность понятий  “Акцент или акцентирование “ и дайте подробное пояснеие

Акцент или акцентирование -  поза, жест, движение, ярко выраженного метроритмического свойства. Призвана выявить, подчеркнуть ритмическую, мелодическую структуру, и драматургию музыкального материала. Является не неотъемлемой составной танцевальной фразы. (Как правило, любая  танцевальная фраза заканчивается акцентированием (как бы "точкой”, утрированием и т.п.). Поза, жест могут быть контрастными по отношению к предыдущему движению.

 

13.Раскройте сущность понятия  «Выразительные средства хореографии»

Выразительные средства хореографии — танец, пантомима, лексика (от греч. — «речь», «способ выражения»), пластика, тело танцовщика, музыка. Приоритет в выборе выразительных средств  или какому-либо доминированию, напрямую зависит от балетмей­стерского пристрастия и

творческого мышления.

 

 

14.Раскройте сущность понятий  замысел, сюжет, фабула

ЗАМЫСЕЛ - это исходное представление балетмейстера-режиссера о его будущем произведении, его осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. Сценарный план, танцевальный этюд, либретто - формы фиксации замысла. Замысел - это установка балетмейстера-режиссера на творческий поиск, а концепция, замысла должна заключать в себе некую изначально смысловую доминанту. Только индивидуальность в искусстве способна создать свою художественную концепцию - образную интерпретацию жизни.

ФАБУЛА— фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

СЮЖЕТ — основа формы произведения. Сюжет — в хореографии, литературе, драматургии и кино — основной порядок событий, происходящих в художественном произведении.

 

 

 15.Раскройте сущность понятия  балетмейстерского приёма "Секвенция” –

"Секвенция” – это прием, как и "повтор – перекличка", использует пластическую паузу в момент повторения движения или позы другого « голосами». Прием для отдельных поз, движений или коротких компонентов комбинаций. Повторение по очереди разными « голосами» или группой голосов, какого – либо движения или позы не менее трех раз (можно больше). Иначе будет повтор – перекличка. В данном случае в секвенции и повтор тоже может быть буквальной или вариантной.

 

16. Раскройте сущность понятия  балетмейстерского приёма "Подголосочная полифония”

"Подголосочная полифония” - имеем интенсивный сольный танец (или дуэт, или трио, квартет и аккомпанемент в подголосках в кордебалете) сопровождающий этот танец, аккомпонимент подголосков повторяет только детали поз и движений сольного танца. Повтор могут быть буквальными и вариантными, кроме того, после каждого подголоска должна быть пластическая пауза, должна быть зафиксирована буквальная или вариативная поза движения.

 

 

17.Раскройте сущность понятия  “Стилизация движений”

Стилизация – это изменение, трансформация, предание иной стилистики

              первоначальному движению или танцевальной фразе (комбинации)

различными видами балетных режиссур, а также:

-исполнение движений в различных условиях метроритма, темпоритма

-придание движению определённый характер, то есть применить аспект

метафорического, персонификационного превращения и дальнейшего

развития.

 

18.Раскройте сущность понятия  “Лексика танца

Лексика – сочетание, соединение, слияние, комбинирование танцевальных и

 других видов движений в  танцевальную комбинацию  или фразу, в

определенной самобытной, индивидуальной, неповторимой 

 последовательности, на фундаменте метроритма, и если обусловлена сюжетным

               началом, то имеет персонификационную окраску.

 

19.Раскройте сущность понятия  “ Бессюжетный балет”.

 

Бессюжетный балет”.вид балета, в котором сюжет как последовательное развёртывание событий отсутствует. На самых ранних этапах (Возрождение, барокко) балет, как правило, не имел сюжета, хотя входил в синтетические сюжетные представления. С обретением самостоятельности балет стал сюжетным, оставаясь таким до начало 20 в. Далее возникли новые формы бессюжетного балета. Значительную роль в их подготовке сыграли симфонические танцы картины балетов 19 в. (акт "Тени" в "Баядерке", сцена нереид в "Спящей красавице"). Новый Бессюжетный балет. возникает в рус. т-ре на путях сближения хореографии с музыкой. Один из первых Б. б. нового типа - "Шопениана" балетмейстера М. М. Фокина. В этом жанре работали также А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, Дж. Баланчин, Л. В. Якобсон и многие современные хореографы. (Лит.: Карп П., О балете, М.,1967;его же. Балет и драма.Л.,1980.

 

 

20.Раскройте сущность понятия  “ Дансантность ”.

Дансантность (франц. dansant - танцевальный, danse - танец), танцевальность, совокупность формальных качеств музыки, делающих её удобной для танца. Дансантность способствует слиянию музыки и танца в единое художественное целое. Дансантность характеризуют: ясность метроритмической организации; подчёркнутая акцентировка сильных долей и опорных моментов в мелодии и аккомпанементе; чёткость применения метроритмических, фактурных, мелодико-интонационных формул различных жанров; замедления и убыстрения движений, соответствующие характеру танца; использование подводящих к опорным точкам пассажей, пауз, предваряющих начало новой хореографической фразы; изящество ритма и связь его с танцевальными движением; квадратность и симметрия композиционной структуры и др. Дансантность развивалась в балете исторически по мере усиления связи его музыки со специфическими задачами танца. Высокие образы дансантности можно найти в балетах А. Адана (танцы виллис во 2-м акте "Жизели"), Л. Делиба (пиццикато из "Коппелии"), Ц. Пуни (па де труа Океан и жемчужины" из "Конька-Горбунка"), Л. Минкуса (акт "Тени" в "Баядерке"), Р. Е. Дриго (дуэт из "Арлекинады"). У композиторов прошлого дансантность нередко применялась внешне и механически. В лучших произв. балетного искусства она сочетается с глубиной содержания музыки и приобретает оригинальные и развитые формы. П. И. Чайковский соединил дансантность со свойствами симфонической музыки. Эта традиция была продолжена А. К. Глазуновым, а также современными композиторами, в балетах которых черты дансантности сохраняются даже в самых развитых симфонических сценах (нар. праздник в "Ромео и Джульетте", пир у Красса в "Спартаке"). В. В. Ванслов.

 

 

 

21.Раскройте сущность понятия  “ Дивертисмент ”.

Дивертисмент (франц. divertissement - увеселение, развлечение), 1)вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного. Истоки такого дивертисмента в нар. представлениях итал. Возрождения (14-15 вв.). В России дивертисмент появился во 2-й пол. 18 в. и был наиболее распространён в 1-й четв. 19 в. (балеты-дивертисменты И. М. Аблеца, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова). 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как конец соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 в. дивертисмент получил академическую разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагическую развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри дивертисмента имелись свои кульминации (обычно – развёрнутый ансамбль классического танца, окружённый номерами характерных танцев). Образцы академической формы дивертисмента во вторых актах "Баядерки" и "Лебединого озера", а также в последнем акте "Спящей красавицы". Формы дивертисментной сюиты сохраняются в некоторых балетах сов. композиторов: "Красный мак", "Медный всадник", "Гаянэ", "Спартак", "Семь Красавиц" В.М.Красовская.

 

23.Раскройте сущность понятия  “ ВАРИАЦИЯ ”.

 

ВАРИАЦИЯ(франц. variation, от лат. variatio - изменение), небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. ВАРИАЦИИ бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые.

Первые построены на мелких технически сложных движениях, вторые - на больших прыжковых. Как правило, вариация - часть pas de deux, pas de trois, grand pas, но возможны и как самостоятельные, эпизоды.

 

Категория: Институт Культуры и Искусств | Добавил: sasha-dance (13.10.2015)
Просмотров: 1651 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета