Кристина Ойос

Кристина Ойос танцевала некоторое время на фестивалях и таблао в Испании, и уже побывала в туре в США с балетом Мануля Вега (Manuela Vargas' ballet), когда Антонио Гадес (Antonio Gades) увидел её выступление. Практически сразу с того момента, Кристина Ойос начала выступать вместе с Гадесом в Испании и по всему миру на протяжении 20 лет (1968-1988). С Гадесом они снялись в главных ролях в трех фильмах Карлоса Сауры (Carlos Saura): «Кровавая свадьба» (Bodas de Sangre - 1978), «Кармен» (Carmen - 1983), «Колдовская любовь» (El Amor Brujo - 1985). После расставания с Гадесом Кристина Ойос в 1989 г. основала свою собственную компанию и уже с ней подтвердила свою заслуженную репутацию, как в Испании так и во всём мире.
"Королева фламенко"

"Королева фламенко" – испанская танцовщица Кристина Ойос (Cristina Hoyos) родилась в Севилье. В раннем детстве она начала постигать азы искусства танца фламенко и к 18 годам достигла определенного совершенства – настолько, что ее пригласили представлять испанское искусство на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Мастерство будущей звезды поразило воображение самых требовательных ценителей фламенко. В выступлении Кристины уже тогда сливались древние знания и современная техника танца. Вот где сказались ее андалузские и цыганские корни – ведь основы фламенко возможно выучить в школе, но подлинная страсть, энергия рождается в танце, когда просыпается память древних ритуалов… С тех пор Кристина Ойос продолжала совершенствовать свое мастерство. Важнейшими вехами ее сценической карьеры, работами, выведшими танцовщицу в ранг "звезды", были роли невесты в "Кровавой свадьбе" и Кармен в одноименном спектакле. В 1988 году (к тому времени – прима национального балета п/р Антонио Гадеса) она решает создать собственную труппу – "Балет Кристины Ойос". В начале марта (3 и 4 числа) этот коллектив гастролировал и в Москве. …В полной темноте со сцены, нарастая, полилась мелодия первой композиции "Компас" ("Ритм") – если можно называть только мелодией складывающееся действо. Искусство фламенко начало свой путь к душам зрителей… кантаоры (певцы) и гитаристы создавали лишь часть музыкального полотна, остальные краски привносили четыре пары танцоров. Ритм каблучков и "palmas" (особая техника хлопков ладонями) переплетались со звучанием трех гитар и выразительными голосами певцов, звучавших то вместе, то поодиночке… Выход примы был встречен аплодисментами – и вот она, танцуя, передает зрителям всю страсть древнего фламенко, изредка вставляя в него элементы современности… Блестящая отточенная техника танца и чувство ритма очаровывают зал сразу… а эстафету вновь перехватывают артисты ее труппы. Длинные платья – яркие, с воланами, цветы в волосах – все это еще больше подчеркивает пластику танцовщиц, а строгие костюмы мужчин-танцоров лишь усиливают очарование женской красоты… "Аллегриас" в исполнении всего ансамбля – и вновь сольный выход Кристины. И снова зал взрывается аплодисментами. "Солеа пор" в полной мере продемонстрировал зрителям все нюансы потрясающего мастерства танцовщицы. Фламенко – это много больше, чем танец. Крайне обостренная выразительность, яркое проявление настроений, мыслей… Сила музыки и танца фламенко заключена в глубине чувств, передаваемых зрителю, это своего рода диалог между танцем и музыкой, а поэтому – импровизация, которая всегда отчасти присутствует на сцене. Совершенно уникальная манера глубинного пения "канте хондо", эмоции на грани срыва, страсть, переходящая в боль; резкие остановки, граничащие с молниеносным движением, от которых по коже бегут мурашки, и совершенно безумная дробь каблучков, от настойчивости которой впадаешь в состояние, близкое к трансу, – всё это фламенко. Тем не менее при всей кажущейся жёсткости и резкости танца поражает необыкновенная грация и гибкость танцоров. Фламенко – это в большей степени философия, чем танец как таковой, это – стиль жизни. Конечно, заслуживают теплых слов все музыканты ансамбля (в конце, на протяжении финальной "Булериас", зрители имели возможность увидеть и поприветствовать аплодисментами всех героев вечера, включая гитаристов и певцов) – но особенно поразила все-таки сама Кристина: ее безупречный ритм, какая-то магическая пластика, продолжающая традиции древних андалузских танцовщиц. Движения рук в танце Кристины Ойос околдовывают зрителей, а сам танец пронизан испанским темпераментом и чувственностью. Прекрасный звук, блестящая работа режиссера по свету, красивые сценические костюмы… Праздник удался! Вероятно, значительную часть посетителей московских концертов составили жители нашей страны, путешествовавшие по Испании и проникшиеся там очарованием этого загадочного искусства. Кристина Ойос несколько модернизировав фламенко в своем спектакле, но ее вклад в популяризацию искусства фламенко действительно велик. Демонстрируя свои способности и свою индивидуальную манеру исполнения, Кристина Ойос на наших глазах соединила прошлое, настоящее и будущее зажигательного испанского танца…
|