А.В.Гридин.
Сибиряк по происхождению, А.Гридин уже в начале балетного пути, в балетной студии при новосибирском театре встретился с петербургским педагогом Дмитрием Кирсановым – одноклассником Георгия Баланчивадзе. Гридин успел поработать танцовщиком в Новосибирской оперно-балетной труппе, в уникальном театральном здании, напоминающем присевшего дракона, символизирующего тогда (в мае 1945 г.) Великую Победу. В 1952 г. Анатолий Васильевич уже служил в Кировском театре, куда попал сразу по окончании ЛАХУ из класса Б.В.Шаврова.
За тридцать лет успешной карьеры в качестве ведущего характерного танцовщика, педагога актерского мастерства, балетмейстера-репетитора было сделано много. Собравшихся на юбилей особо интересовали творческие контакты А.Гридина с хореографами Ю.Григоровичем, Л.Якобсоном, безусловными лидерами отечественного балета. Именно в их спектаклях он был первым исполнителем партий Северьяна, Визиря; хореографических миниатюр «Тройка», «Сильнее смерти».
Войдя в зрелый возраст, Анатолий Васильевич пребывает в отличной форме. Тому свидетельство – живые глаза, великолепная осанка, укрупненные жесты, подвижное актерское нутро. Кто-то из коллег пошутил, что его физическое совершенство идет от легкого пара Усачевских бань. А.В.Гридин и Б.Я.Брегвадзе.

Юная публика тепло встречала юбиляра. Но самыми преданными слушательницами были супруга Ирина Баженова, бывшая танцовщица Кировского театра, дочь Елена – ныне действующая его солистка и любимая внучка Даша, которая второй год учится в Вагановской Академии.
5 ноября исполнилось бы 85 лет Константину Шатилову. Замечательный танцовщик и педагог, заслуженный деятель искусств России, Константин Васильевич скончался в 2003 году.
Юноша 1924 г.рождения, он прямо из Хореографического училища попал на фронт. С боями и наградами К.В. дошел до Будапешта и Вены. В 1947 году, вернув себе профессиональную форму, был принят в Кировский театр. В амплуа лирического танцовщика Шатилов прославился ролями сказочных принцев и романтических героев (в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Золушка», «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан»). Коллега Шатилова – профессор Б.Я.Брегвадзе до сих пор называет образцовым шатиловское исполнение партии Актеона («Эсмеральда»).
Представитель петербургской академической школы, обладавший легким безусильным прыжком, мягкими ногами, законченной классической формой, Шатилов в драмбалетах исполнял партии Евгения («Медный встадник»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»), требующие тонкого психологизма, а со временем и гротескные роли – Баяна («Клоп»), Гамаша («Дон Кихот»).

Ученики К.В.Шатилова на фоне его портрета в роли Меркуцио
В качестве ведущего педагога Академии, методиста мужского классического танца, К.В.Шатилов подготовил более десяти выпусков. В знаменитом двухсветном репетиционном зале солисты трех петербургских академических трупп (Мариинского, Михайловского и Театра Б.Эйфмана) показали «Урок Шатилова». Участники его – преданные ученики – Юрий Смекалов (он вел урок), Антон Корсаков, Юрий Ананян, Михаил Сиваков, Павел Виноградов, Александр Куликов, Николай Арзяев – припомнили характерные привычки мастера, особенности его комбинаций, связок, показа движений, любимых сравнений, шуток. В посвященной педагогу статье О.Розановой приводятся примеры словесных импровизаций К.В.: «Ты сидишь в позе так, как будто попал под пресс»; «Вы все согнулись, как кариатиды. Где же достоинство и гордость? Попробуйте стать д’Артаньянами!» [1] Аккомпанировала экзерсису концертмейстер И.Лысяк, в свое время работавшая с К.В.Шатиловым. Вечер закончился в Музее Академии показом редких видеоматериалов (предоставленных О.И.Розановой). Среди гостей вечера были сын юбиляра Михаил, внук Константин, невестка Г.Яблонская.
|