Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Берилова особенно отличалась в мужских партиях (травести).
Выступала в анакреонтических балетах, поставленных
балетмейстером Ш. Ле Пиком, П. Шевалье и Ш. Дидло, Канциани на сценах
Большого и Эрмитажного театров в Петербурге, Гатчинского театра.
Партии: Лусинда ("Оракул" Мартин-и-Солера), Венера ("Свадьба
Фетиды и Пелея" Париса), Стратоник ("Возвращение Полиорцета" Мартена),
Федра и Вакханка ("Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксосе"
Мартена) и др.
Берилова - знаменитая балетная танцовщица конца прошлого
столетия, известная под именем Настеньки (в то время актеров и актрис
часто называли только по именам), ученица знаменитого балетмейстера
Ланде. Дочь театрального портного П. Гладышева была принята в балетную
школу, которой руководил педагог и хореограф Дж. Канциани.
Берилова – сценическое имя балерины. Известно, что в крепостном
театре графа Шереметева давали фамилии по названиям драгоценных камней.
Любимая танцовщица императора Павла, Берилова была весьма
хорошей пантомимисткой и по личному его желанию совершенствовала в
хореографии молодую подругу Евгению Колосову, много лет украшавшую
балетную сцену.
Берилова вместе с Колосовой по приказанию императора танцевала
за мужчин до приезда в Санкт-Петербург знаменитого танцовщика Огюста. Ф.
Вигель в своих воспоминаниях называет Берилову "воплощенною грациею";
В 1802 году балерина заболела туберкулезом и покинула сцену.
Через два года, в 1804 г., 28 лет от роду она умерла. Похоронили ее на
Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Однажды зимой, артисты приехали в Гатчину, и после какой-то
репетиции Евгения Колосова со своей подругой, Настей Бериловой, пошли
смотреть развод караула у дворца. Им даже не само это зрелище было
интересно – они хотели встретиться с кем-то из офицеров. Павел издали
увидел их и подъехал к своей любимице.
«Как вы очутились тут?» – спросил он. Что могли ответить две
молоденькие испуганные артистки? Они пробормотали, что им очень нравится
смотреть на развод. Государь порадовался тому, что танцовщицы разделяют
его вкусы, и отъехал с довольным видом. Каково же было удивление и
возмущение труппы, когда в театральную дирекцию был прислан высочайший
приказ: чтобы все балетные артисты присутствовали при каждом разводе
войск у дворца.
Какое-то время Колосова исправно исполняла мужские роли, ее
партнершей была обычно Берилова. Потом в Россию приехала известная
французская артистка мадам Шевалье с братом, танцовщиком Огюстом. Павел
сменил гнев на милость, перестал утверждать, что мужчинам-танцовщикам
место не на сцене, а в армии, и в балет вернулись виртуозы.