Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Надежда Константиновна Богданова (2(14).9.1836—3(15).9.1897) — русская балерина.
Выступала на петербургской и московской сценах в романтическом
репертуаре. Гастролировала в европейских странах, одна из первых русских
танцовщиц, утвердивших авторитет русского балета за рубежом.
Примерно в 1833 году ее мать балерина Т.С.Карпакова выходит
замуж за выпускника Московского театрального училища Константина
Федоровича Богданова (ок.1809-1877) – впоследствии ученика
петербургского балетмейстера Ш.Дидло. Возвратившись после обучения у
Дидло в Москву, К.Ф.Богданов стал партнером выдающихся танцовщиц того
времени: В.Ф.Гюллень-Сор, А.И.Ворониной-Ивановой, Е. А. Санковской и
своей будущей супруги Т. С. Карпаковой. С 1839 г. он старший режиссер
московской балетной труппы и до 1846 г. преподавал в Московском
театральном училище.
В 1836 г. в Москве у супругов родилась дочь Надежда
(1836-3(15).9.1897, Петербург), впоследствии одна из самых выдающихся
русских балерин.
Училась в Москве у своего отца, Константина Фёдоровича,
танцовщика в московском балете, преподавателя танцев в театральном
училище и балетного режиссера (умер в 1877). Будучи воспитан в строгой
школе Дидло, он с большим тщанием обучал Богданову, которая 12 лет
впервые появилась на сцене в Ярославле. Затем она танцевала в разных
городах, везде пользуясь большим успехом.
Объехав почти все главные города Европейской России, Богданова в
марте 1850 года вернулась в Москву и по совету Фанни Эльслер,
отправилась в Париж, где, благодаря участию принцессы Мюрат, была
принята в танцевальную школу при оперном театре. Знаменитый Сен-Леон,
впоследствии балетмейстер в Санкт-Петербурге (1859 - 69), усердно
занялся ей и 20 октября 1851 года Богданова дебютировала в балете
«Маркитантка», в заглавной роли, смело выступив в балете вместо Карлотты
Гризи. Успех превзошёл ожидания, пресса признала в ней крупный талант. С
той поры Богданова стала любимицей парижан.
На представлении «Juif Errant» её забросали цветами, Мейербер
переделал для неё сцену в «Роберте». 4 года танцевала Богданова в Париже
с большим успехом вплоть до Крымской войны, когда патриотизм и сознание
личного достоинства не позволили артистке оставаться в враждебном
городе. По дороге в Петербург она посетила Берлин и Варшаву, где ей был
оказан восторженный приём.
В 1852 году она выступала в Вене, танцуя «Жизель», мазурку и классические pas.
Прикомандированная по Высочайшему повелению к петербургским
театрам, Богданова дебютировала с громадным успехом 2 февраля 1856 г. в
Петербурге в балете «Жизель» А. Адана и вызвала настоящий восторг.
Танцевала Богданова очень изящно, с грациозною живостью, необыкновенно
ловко, с выразительной мимикой.
Она стала баловнем публики, поражая техникой, восхищая
прелестью, грацией и легкостью поз, а также драматизмом и мимикой.
Затмевая Андреянову, Богданова ставилась наравне с Ф. Эльслер, Тальони,
К. Гризи и др.
Лирическая одухотворенность танца, незаурядный актерский талант
и виртуозная техника позволили ей стать выдающейся исполнительницей
главных партий в романтических балетах – «Сильфида» Ж. Шнейцгоффера,
«Эсмеральда» Ч. Пуньи. Кроме названных балетов, её репертуар составляли:
«Газельда», «Дебютантка», «Катарина», «Метеора», «Сирота Теолинды» и
многое другое.
После конфликта с придворной конторой уехала из России. С
успехом гастролировала в Париже, Вене, Варшаве, Берлине, Неаполе. Была
одной из первых русских танцовщиц XIX в., утвердивших мировую славу
русского балета.
С октября 1862 по февраль 1863 Богданова танцевала в Москве. Во
время исполнения балета «Наяда», упала на сцене и ушиблась. В
«Московских Ведомостях» было напечатано, что её ушибли нарочно. В апреле
1864 кончился контракт Богдановой с дирекцией; возобновления не
последовало; окончательно уволена в 1875.
Bogdanova, Nadezhda (b Moscow, 2 Sept. 1836, d St Petersburg, 5
Sept. (some sources 3 Sept.) 1897). Russian dancer. Dance was a family
affair: she was trained by her father, Konstantin Bogdanov, dancing La
Sylphide at the age of 12 with her father as James; her mother was the
dancer Tatiana Karpakova; and the family toured together with its own
troupe. In 1850 she moved to Paris with her family, eventually becoming
principal dancer of the Paris Opera from 1851 to 1855. Her most
illustrious parts were the title roles of Giselle, La Sylphide, and
Esmeralda. She returned to Russia where as a ballerina she was much
admired in St Petersburg and Moscow for her lyrical style. She took 42
curtain calls upon her debut as Giselle at the Bolshoi Theatre in St
Petersburg on 2 Nov. 1856. She danced with the Bolshoi until 1864 when
she fell out of favour with the ballet management. She spent the last
three years of her career dancing in Warsaw, Vienna, Budapest, and
Berlin. She retired prematurely in 1867.