Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ЧИСЛОВА Екатерина Гавриловна (21.09(3.10).1846 - 13(25).12.1889),
артистка балета, возлюбленная великого князя Николая Николаевича,
1873-1942).
Закончив хореографическое отделение императорского театрального
училища, Екатерина Гавриловна Числова была принята в Петербургскую
императорскую труппу, где вскоре прославилась исполнением дивертисментов
и национальных танцев в паре со своим постоянным партнером Феликсом
Кшесинским.
Однако известность балерине принес не только балет. Куда больше
в свете обсуждалась ее личная жизнь — и это было понятно, поскольку
личная жизнь Екатерины Гавриловны была связана с наивысшим в российской
иерархии семейством - Романовыми.
Российский военный и государственный деятель Великий князь
Николай Николаевич Романов родился 27 июля 1831 года в Царском Селе близ
Петербурга. Он был третьим сыном императора Николая І и императрицы
Александры Федоровны.
Супружеская жизнь Николая Николаевича и Александры Петровны
после рождения второго сына Петра в 1864 г. (первый сын Николай родился в
1856 г.) разладилась.
У Николая Николаевича появилась вторая фактическая семья (брак
формально не оформлялся, как и расторжение прежнего). Его сожительницей
стала прима-балерина Красносельского театра Екатерина Гавриловна
Числова.
Великий князь снял для неё квартиру поблизости, в доме на
Галерной улице. Её окна выходили прямо на фасад Николаевского дворца.
Когда Екатерина была готова к встрече, она выставляла на подоконник две
зажжённые свечи. Слуга тут же объявлял о том, что в городе пожар, на
который якобы и отправлялся Николай Николаевич, слывший большим
любителем пожаров.
Роман великого князя затянулся, и по некоторым данным Николай
Николаевич, чтобы как-то оправдать себя в глазах брата-императора, через
два года после рождения младшего сына Петра публично обвинил свою жену в
супружеской неверности и изгнал ее, отняв все драгоценности и запрещая
видеться с детьми. Когда Александр II услыхал о случившемся, то не стал
выяснять достоверность, искать правого и виноватого. Он отказался
принимать великую княгиню для объяснений и незамедлительно выслал ее за
пределы России, якобы для лечения.
Другие источники факт изгнания не подтверждают, а сообщают, что
бегство из Петербурга – сознательный выбор самой Александры, она не
могла больше терпеть многолетний «загул» мужа.
Числова родила от Великого князя пятерых детей (Ольгу,
Владимира, Екатерину, Николая и Галину), и которым в 1883 году были
Высочайше пожалованы фамилия Николаевы (этою фамилией именовалась и
сожительница великого князя) и права дворянства. В письме императору
Александру III от 14 мая 1884 года обер-прокурор К.П. Победоносцев
докладывал о настоятельных просьбах великого князя разрешить «дворянке
Николаевой» (а также о её собственных ходатайствах перед
Санкт-Петербургским митрополитом) иметь домовую церковь ввиду того, что
«она не может бывать в приходских церквах»; мнение Победоносцева на этот
счёт было скептическим.
Великий князь Николай Николаевич (Старший) тяжело заболел в
1880 году; у него была обнаружена злокачественная опухоль десны,
вероятно, давшая метастазы в головной мозг и повлиявшая на его
психическое здоровье. И ранее склонный к эксцентричному поведению,
Николай Николаевич вёл расточительный образ жизни и был вынужден
заложить Николаевский дворец. Новый император Александр III обвинил дядю
в растрате государственных средств и в 1882 году наложил арест на его
имущество. Его болезнь обострилась после смерти Екатерины Числовой в
1889 году. Великий князь испытывал сексуальное влечение ко всем
окружающим женщинам; после ряда инцидентов стало очевидно, что он не в
состоянии контролировать собственное поведение. Последние годы находился
под домашним наблюдением и почти не появлялся на публике.