Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Ермолаев Алексей Николаевич [10(23).2.1910, Петербург-1975],
советский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР
(1970) и БССР (1940).
Родился 10 (23) февраля 1910 г. в Тверской губернии в
крестьянской семье. С 1920 г. учился в петроградской Школе русского
балета А.Л. Волынского (педагог Николай Легат), в 1921-26 гг. - в
Петроградском (Ленинградском) хореографическом училище, освоив за шесть
лет всю школьную программу (педагог Владимир Пономарев). В 1926 окончил
Ленинградское хореографическое училище, в том же году солист балетной
труппы Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Ленинград).
В 1930 г. был приглашён в Большой театр, где до 1958 г. занимал
положение премьера. Его педагогами в Большом театре были А. Булгаков,
А. Монахов, А. Радунский. Танцевал с ведущими балеринами Большого разных
поколений, в том числе с М. Семёновой, Г. Улановой, О. Лепешинской, В.
Кригер, М. Плисецкой.
Ермолаев — один из основоположников героического мужского танца
в советском балете. Обладая виртуозной техникой, экспрессивностью
исполнения, Е. смело ломал традиционные условности жанра и утверждал
героический, мужественный и волевой танец в балетном спектакле.
Исполнял ведущие партии практически во всех балетах репертуара,
как классических, так и созданных современными хореографами. Ермолаев
может считаться реформатором мужского танца, поскольку вывел его на
новый уровень виртуозности (особенно в сфере техники прыжков и
вращений), насытил невиданной ранее динамикой и тем самым разрушил
господствовавший ранее на балетной сцене стереотип галантного кавалера.
В период до 1937 исполнил ведущие роли (как драматические, так и
комедийные) в балетах Пламя Парижа (балетмейстер В.И.Вайнонен, музыка
Б.В.Асафьева), Дон Кихот (балетмейстер А.А.Горский, музыка Л.Минкуса),
Светлый ручей (балетмейстер Ф.В.Лопухов, музыка Д.Д.Шостаковича) и
многих других, а также отдельные виртуозные партии, такие, как Голубая
птица в Спящей красавице (балетмейстер М.Петипа, музыка
П.И.Чайковского).
Травма ноги временно прервала его карьеру. После 1939, исполняя
привычные роли, стал акцентировать в них игровые задачи и выказал себя
блистательным актером в партиях, где преобладала пантомима: как
драматических (Тибальд в балете Ромео и Джульетта, балетмейстер
Л.М.Лавровский, музыка С.С.Прокофьева), Абдерахман в Раймонде
(балетмейстер Петипа, музыка А.К.Глазунова), Гирей в Бахчисарайском
фонтане (балетмейстер Р.В.Захаров, музыка Б.В.Асафьева), так и
комедийных (кавалер ди Рипафратта в Мирандолине, балетмейстер
В.И.Вайнонен, музыка С.Н.Василенко).
В 1939 выступил как балетмейстер, ставил первый белорусский
балет «Соловей» Крошнера в Белорусском театре оперы и балета (Минск),
там же поставил «Пламенные сердца» Золотарева (1954) и др.
За время службы в Большом поставил ряд концертных номером и -
совместно с А. Радунским - в 1952 г. моноконцерт "Мир победит войну".
Все восемь миниатюр, вошедших в программу, исполнял он один. Постановка,
что было совсем нетипично для тех времен, была осуществлена на деньги
самого артиста.
Снимался в киноэкранизации балета "Ромео и Джульетта" ("Мосфильм", 1955 г., режиссер Л. Арштам).
Завершив карьеру танцовщика, начал преподавательскую
деятельность. С 1960 г. (и до конца своих дней) был педагогом и
балетмейстером-репетитором Большого театра. Тогда же начал преподавать в
Московском хореографическом училище: в 1960-72 гг. был педагогом по
классическому танцу, в 1968-72 гг. - художественным руководителем
училища.
Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950).
Награжден 3 орденами, а также медалями.
Творчеству артиста посвящено множество заметных публикаций, в
том числе два сборника материалов - "Алексей Ермолаев" (М.,1974);
"Алексей Ермолаев. Статьи, воспоминания" (М., 1982).
Умер в Москве 12 декабря 1975 г. Похоронен на Введенском кладбище.
На доме № 7 в Брюсовом переулке (улица Неждановой), где в
1935-75 гг. жил артист, в 2000 г. была установлена мемориальная доска.