Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ФЕДОРОВА (ФЕДОРОВА 2-я) Софья Васильевна (16(28).09.1879 Москва - 3.01.1963 Нёйи под Парижем), русская балерина.
Обладая выразительностью драматической актрисы, стихийным
темпераментом, она создавала образы, насыщенные внутренним трагизмом.
"Ее область - темная мистика души", - говорил Вячеслав Иванов. Для нее
ставили балеты Александр Горский и Михаил Фокин. В 1919 г. Федорова
покинула Большой театр, а потом и Россию. Жила во Франции, преподавала,
выступала в концертах. Оставила сцену в 1928 после триумфального
исполнения "Половецких плясок" в труппе Сергея Дягилева. Вскоре сошла с
ума. Из больницы ее забрал друг - Г. Мтолповский, и поддерживал ее до
конца дней. 34 года она прожила "в легком безумии".
В метрике сказано, что ее отец "московский цеховой, медного цеха". Медники и кузнецы в то время были,обычно, из оседлых цыган.
Федорова окончила Московскую театральную школу. С 1899 года она
работала в Большом театре под именем Федоровой 2-й, потому что одна
Федорова уже была в кордебалете.
Через год после прихода в Большой она спасла премьеру "Дон Кихота", заменив Е. Гельцер в партии Мерседес.
Наибольший успех она имела в балетах А .А. Горского. Ему
требовалась именно такая балерина, отличающаяся бурным темпераментом и
мастерством перевоплощения. Горский ставил для Федоровой испанские
танцы, которые приводили зал в экстаз.
В1909-1913 годах Федорова участвовала в Русских сезонах
Дягилева. Она выступала в Париже в "Половецких плясках" и в вакханалии
"Клеопатры".
В жизни Федорова производила впечатление худенького и немощного
существа, скромного одетого и довольно неряшливого. На сцене в нее
словно вселялся бес, она своим неистовством заражала всю труппу. У нее
была довольно слабая техника. Ей трудно было танцевать классические
роли, но она была несравненной драматической актрисой.
30 апреля 1913 года Федорова выступила в роли Жизели на сцене
Большого театра, напугав публику и критиков изображением сумасшествия и
смерти героини. Эту роль она готовила в течение пяти лет. Пять лет она
мечтала о ней, стремилась к ней и не решалась ее исполнить. Может быть,
она предчувствовала, что "Жизель" не принесет ей ничего хорошего. Этот
балет стал то ли причиной, то ли проявлением трагедии ее жизни.
Федорова имела в нем определенный успех. Особенно сильное
впечатление производила сцена сумасшествия, хотя артистку упрекали, что
она сходит с ума слишком натуралистично для балетного театра. Вскоре,
однако, выяснилось, что для Федоровой выступления в "Жизели" мучительны,
и ей пришлось их прекратить.
8 октября 1913 года театральный врач отметил у Федоровой
бессонницу, головокружение, упадок сил, повышенную возбудимость:
"Раздражительность, впечатлительность, скорая утомляемость, быстрая,
резкая смена в настроении - от полной вялости и апатии с обильными
слезами до повышенного бодрого, живого состояния духа".
Выходить на сцену, появляться перед публикой становилось все
труднее. Федорова выступала все реже и реже. В декабре 1918 после
продолжительной неявки на работу ей перестали платить зарплату.
В январе 1919 года она обратилась в художественно-репертуарный
комитет балетной труппы с просьбой о пособии, так как "из-за тяжелой
болезни" не могла участвовать в спектаклях. Во врачебном свидетельстве
говорилось, что она страдает "остро-неврастеническими явлениями в
тяжелой форме".
Федорова переехала в Петроград, так как ее муж, известный певец
и режиссер П. Оленин перешел в 1918 году из Большого театра в
Мариинский. В 1922 году, после смерти мужа, Федорова отправилась за
границу на лечение.
Она не оставила театр. Она выступала в Берлине в пантомиме
"Покрывало Пьеретты", поставленной по произведению А. Шницлера. Нина
Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека:
"Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а
мертвый Пьеро появился на балкончике..., я впервые поняла (и навсегда),
что такое настоящий театр, и у меня еще и сейчас проходит по спине
холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трех
актеров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а
буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую
жизнь".
Из Берлина Федорова отправилась в Париж, где преподавала и
выступала в концертах. В 1925-1926 годах она работала в труппе Анны
Павловой. В 1928 году Федорова оставила сцену. Она постоянно болела и
много времени провела в психиатрических лечебницах.
Младшая сестра Софьи Федоровой, Ольга, также была балериной и
выступала на сценах Большого и Мариинского театров под именем Федорова
3-я. У нее была более эффектная внешность, такой же пылкий темперамент,
но она производила меньшее впечатление, возможно, потому, что в ней не
было болезненности ее несчастной сестры. Умерла она в Ленинграде в 1942
году.