Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров: когда пантомима заговорит... В следующем году Леониду Енгибарову исполнилось бы 70 лет. Но о человеке, артисте нельзя вспоминать только по юбилейным датам, это неправильно и несправедливо. Хороших людей нужно помнить – просто так… "Клоун с осенью в сердце", "осенний клоун" – так называли одного из самых знаменитых мимов Европы. "Осенний" – потому что печальный, а это странно для артиста веселого, дажеэксцентричного жанра цирковой клоунады. Но этот клоун не смешил – он "крал тоску из внутренних карманов наших душ, одетых в пиджаки". Лучше Владимира Высоцкого не скажешь. Продолжив сценическую линию "грустных" клоунов Чаплина и Марселя Марсо, Енгибаров довел до совершенства жанр пантомимы, наделив его трогательным лиризмом. В каждой из своих миниатюр заново пересказывал вечную притчу об одиноком, чудном человеке, который стремится приносить добро людям, заставляет публику не смеяться или удивляться, но задумываться. Ставший символичным жест, когда мим, как горьковский Данко, вынимал из груди сердце, раскалывал его на кусочки и раздавал зрителям, был не просто театральным жестом, еще одним импровизационным этюдом, но искренним порывом души этого человека, для которого главным в жизни всегда было "чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас". "Клоун с осенью в сердце" – так называется сборник литературных миниатюр Леонида Енгибарова. Артист молчаливого жанра заговорил! Можно сказать, что свои сценические этюды он воплотил в слове. Это не значит – пересказал. Нет, именно создал полноценные литературные произведения в том же своем незабываемом "андерсеновском", или, точнее сказать, "родариевском" стиле: та же степень обобщения, притчевость, что и в произведениях ДжанниРодари, наделение неживых предметов душой человека, минимализм изобразительных средств. Под пером Енгибарова оживают Желтая роза с опаленными по краям лепестками, "потому что огонь ее шел изнутри", решившая вдруг зацвести футбольная штанга – ведь "к каждому приходит весна", одинокие уличные фонари, протянувшие "нервы-провода", которые плачут дождливой ночью от того, что "кто-то не встретится, кто-то недолюбит, недоцелует"… В мире Енгибарова кленовые листья на мокром асфальте становятся желтыми звездами на черном небе, а клоун, выполняющий стойку на руках, держит на ладони земной шар. Эта своеобразная исповедь раскрывает перед нами – теми, кто видел артиста на арене цирка в зените его славы и кому не посчастливилось застать его творчество, – образ удивительного, ранимого, сильного, красивого человека, боксера с душой поэта и клоуна, тоскующего от одиночества, каждый вечер приносящего домой охапки аплодисментов, подаренных зрителями. Ольга Шкарпеткина
|