Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Ольга Васильевна Лепешинская (15 (28) сентября 1916 (1917), Киев —
20 декабря 2008, Москва) — выдающаяся советская балерина, педагог,
народная артистка СССР (1951), лауреат четырёх Сталинских премий (1941,
1946, 1947, 1950).
Родилась в дворянской семье.
В 1933 году окончила Московское хореографическое училище,
дебютировала в Большом театре в балете «Тщетная предосторожность».
Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым
темпераментом, с успехом танцевала как классические — Китри в «Дон
Кихоте» Минкуса, Аврору в «Спящей красавице» Чайковского, Одетту и
Одилию в «Лебедином озере» того же автора, — так и современные партии:
Тао Хоа в «Красном маке» Глиэра, Жанна в «Пламени Парижа» Асафьева и др.
В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными
программами. В 1943 году на сцене Большого театра состоялась премьера
балета «Алые паруса», поставленного по одноименной повести А. Грина.
Исполнительницей главной партии Ассоль была Лепешинская. С этим балетом
труппа гастролировала по освобождённым городам.
После войны Ольга Васильевна много гастролировала по городам
СССР и за рубежом. Среди её партнёров были А. Н. Ермолаев, А. М.
Мессерер, П. А. Гусев и другие выдающиеся танцовщики. В 1959 году она
станцевала в первом в истории фильме-балете «Граф Нулин».
После завершения карьеры в 1963 году Лепешинская занималась
преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене,
Берлине и многих других городах, участвовала в жюри международных
конкурсов артистов балета, с 1991 года возглавляла Российскую
хореографическую ассоциацию.
Умерла 20 декабря 2008 года в собственной квартире в Москве. «Она уснула и не проснулась, — рассказал родственник балерины».
Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище в Москве.
Семья
Три брака. Первый муж — кинорежиссёр Илья Трауберг (развелись
незадолго до начала Великой Отечественной войны). Второй муж —
генерал-лейтенант МГБ СССР Леонид Райхман (арестован в 1951 году, после
освобождения к жене не вернулся). Третий муж — генерал армии Алексей
Антонов, умер в 1962 году.
Детей не имела; по собственному признанию балерины, «ради балета не родила ребенка», о чём впоследствии сожалела.
Награды и звания
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 сентября
2006) — за выдающийся вклад в развитие отечественного хореографического
искусства и многолетнюю плодотворную работу.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (12 сентября 1996) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры.
Орден Ленина (1971)
Орден Октябрьской Революции (1986)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1951, 1966)
Орден «Знак Почёта» (1937)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Народная артистка СССР (1951)
Народная артистка РСФСР (1947)
Заслуженная артистка РСФСР (1942)
Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся заслуги в области балетного искусства;
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной партии в балете «Золушка» С. С. Прокофьева ;
Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева ;
Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение партии Тао Хоа в балете «Красный мак» Р. М. Глиэра)
Благодарность Президента России (2005)[6]
Первая премия I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге (1947)
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2000)