Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Суламифь Михайловна Мессерер (27 августа 1908, Москва — 3 июня 2004,
Лондон) — российская балерина и балетный педагог. Сестра Асафа
Мессерера и Рахили Мессерер, мать Михаила Мессерера, тётя и бывшая
приёмная мать Майи Плисецкой.
Солистка балета Большого театра в 1926—1950 годах,
исполнительница разноплановых партий, обладала виртуозной техникой и
темпераментом. С 1960 года преподавала в Московском хореографическом
училище, затем в Токийской балетной школе, труппе «Токио-балле». В
эмиграции в Великобритании с 1980 года. Педагог-репетитор театра
Ковент-Гарден.
Занималась плаванием. В 1928 году на Всесоюзной спартакиаде
(которая одновременно была и чемпионатом СССР по плаванию) стала
двукратной чемпионкой.
Признание и награды
В 1947 году была удостоена Сталинской премии первой степени за исполнение партии Жанны в спектакле «Пламя Парижа».
Народная артистка РСФСР (1962)
Орден Великобритании «За заслуги перед искусством танца».
Возведена королевой Британии Елизаветой в рыцарское достоинство: титул Dame (аналогия титула Сэр)
Несмотря на весьма почтенный возраст, она работала до
последнего дня – вела класс в Ковент-Гардене - и не забывала следить за
собой, ежедневно посещая бассейн. В ее феноменальной памяти (а трудно
было найти такую область, в которой Мадам была бы несведуща) отчетливо
запечатлелся весь минувший век, в то время как и в веке наступившем она
совсем не чувствовала себя чужестранкой.
Век Суламифь
Когда Суламифь появилась на свет, в Москве была лишь одна ее
тезка – ее же и дальняя родственница. Древнее библейское имя девочке
дали по настоянию отца –дантиста с обширной практикой и огромной
квартирой близ Лубянки. Карьере же балерины и примы Большого театра
Суламифь была обязана своему старшему брату Асафу, который в раннем
детстве, попав в Большой, был так пленен балетным искусством, что сумел
пленить им и свою сестру, до того времени грезившую точными науками. И
уже вскоре ей посчастливилось стать ученицей самого Василия Тихомирова –
премьера Большого театра в дореволюционную эпоху и друга великой
Екатерины Гельцер. Под его руководством Суламифь готовила свои первые
партии, среди которых были и Тао Хоа из "Красного мака", которую она
танцевала в паре с Ольгой Лепешинской, и Китри в "Дон-Кихоте", и Суок в
"Трех толстяках" - полузабытом очаровательном балете в хореографии Игоря
Моисеева.
Малоизвестный факт – еще в самом начале 1930-х гг. с разрешения
Авеля Енукидзе - персоны особо приближенной к Сталину - Суламифь
Мессерер вместе с братом отправляется в длительную гастрольную поездку и
даже подумывает остаться за границей – в Париже, где она встречается с
Ольгой Преображенской, Любовью Егоровой и самой Матильдой Кшесинской -
ей предлагают место преподавателя в престижных частных школах. Но… Умная
балерина понимала, сколь опасным мог оказаться такой шаг в ту эпоху – и
вернулась на родину. Она ждала лучших времен. Мессерер была в авангарде
советского балета, получая правительственные награды, и стала одной из
первых в нашей стране у кого появился личный автомобиль (Суламифь была
заядлой автогонщицей, а еще и пловчихой.) Жизнь, похожая на сказку?.. Не
совсем так. Вокруг шли аресты, которые коснулись и ее родственников. В
результате ареста сестры на руках Суламифь осталась юная Майя - Майя
Плисецкая.
Суламифь не только вырастила будущую примадонну мирового
балета, но и стала одним из первых ее педагогов. Довольно рано оставив
балетные подмостки, г-жа Мессерер предпочла деятельности балерины работу
балетмейстера и репетитора. У нее был свой индивидуальный метод,
которым восхищалась и даже записала на кинопленку именитая Нинетт ди
Валуа - создательница Лондонского королевского балета, скончавшаяся в
возрасте 103 лет три года тому назад. Будучи в Москве и восторгаясь
балетными опытами советской коллеги, мадам ди Валуа станет ее подругой
уже в столице Англии четверть столетия спустя, когда Суламифь Мессерер
приедет жить на берега Темзы. Однако этому будут предшествовать
многолетние занятия с молодыми японскими артистами балета, который своим
созданием в более чем значительной мере обязан именно г-же Мессерер.
Приглашенная работать в крупнейших театрах мира, она с сыном Михаилом
предпочла Альбион – "как страну традиций и безмятежного спокойствия".
Переехав в Лондон в 1980 г., Суламифь Мессерер прожила тут
почти 25 лет, совершая постоянные вояжи по всему свету и не забывая
приезжать и на родину, где несколько лет назад она была удостоена премии
"Душа танца". Душа была молодой, вследствие чего 90-летняя звезда
элегантно представила несколько па из канкана, доказав блистательную
форму не только души, но и тела. И лишь в прошлом году она отказалась
лететь в Японию на празднование своего 95-летия: "Самолеты стали для
меня уже тяжеловаты", призналась г-жа Мессерер. Юбилей ее был отмечен,
однако, не только в Стране восходящего солнца - специальным концертом и
вечером, который вел воспитанник балерины и ныне знаменитый хореограф
Сассаки, – но и в Израиле, где в честь примы посадили несколько
деревьев. Лондон же заблаговременно отметил заслуги актрисы – еще
несколько лет назад королева Елизавета II пожаловала Суламифь Мессерер
титул Дамы Британской империи. Дама отвечала Англии взаимностью, о чем
поведала и в своих неопубликованных (пока) мемуарах. Единственное, от
чего она отказалась, приехав в Лондон, – так это от вождения авто.
"Слишком трудно было привыкать к правостороннему движению", - сказала
Суламифь Мессерер. А отдавая должное английской кухне, предпочитала все
же японскую, готовя для себя и для своих гостей суси, сасими и
сябу-сябу. "Это же так просто, - улыбалась балерина, – еще проще, чем
выучить японский язык". Да, и эта премудрость не осталась для г-жи
Мессерер неразгаданной. Она говорила на пяти языках так же хорошо, как
на русском.
Но русский оставался для нее все же главным языком, а потому в
большой квартире в центре английской столицы все время работало
российское телевидение. "Вот только русские газеты здесь найти так
трудно, – сетовала Суламифь Михайловна, – а я так люблю их читать".
В Россию она уже не собиралась, приглашая всех желающих
повидаться с ней в Лондон. Когда же в прошлом году Алексей Ратманский
поставил в Большом театре "Светлый ручей", в котором 65 лет назад
Суламифь блистала вместе с братом Асафом, то по Москве были расклеены
афиши с изображением знаменитой пары. Так родина вспомнила о своей
балерине незадолго до ее внезапного (невзирая на возраст) ухода из
жизни. Суламифь Михайловна знала об этом и говорила, что ей было очень
приятно. "Это была наша молодость, о которой всегда радостно вспомнить".