Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Бронислава Фоминична Нижинская (27.12.1890(8.1.1891), Минск — 21
февраля 1972, Лос-Анджелес) — балерина и хореограф польского
происхождения. Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского.
Биография
Б. Нижинская была третьим ребенком в семье танцовщиков-поляков Томаша (или, по-русски, Фомы) Нижинского и Элеоноры Береды.
В 1902 году Брониславу приняли в Императорское театральное
училище в Петербурге, где она училась танцевальному мастерству у
известного педагога Энрико Чекетти.
В 1908 году, по окончании училища (класс К. Куличекской), в
1908—11 характерная танцовщица Мариинского театра, затем в 1909 году
вместе с братом приняла приглашение Сергея Дягилева и выступала в
организованных им «Русских сезонах» ("Русском балете Дягилева") — так
назывались гастроли русского балета во Франции. Танцевала уличную
танцовщицу в "Петрушке", мазурку в "Сильфидах", Таор в "Клеопатре" и др.
партии.
В 1911 году, после увольнения брата из Императорского балета,
Бронислава вслед за ним покинула Мариинку и Россию. В 1914 после
недолгого существования труппы В. Нижинского Нижинская возвращается в
Россию.
В 1919 в Киеве открывает "Школу движения", где ставит свои
первые небольшие балеты. Одним из её учеников был Серж Лифарь — будущий
известный танцовщик Русского балета Дягилева и хореограф.
В 1921 году Нижинская эмигрировала за границу и стала главным
хореографом в труппе Дягилева. За три года сотрудничества с ним она, не
прекращая танцевать на сцене, она осуществляет (до 1926) постановку ряда
спектаклей, которые выдвигают Нижинскую в число крупнейших
балетмейстеров. Среди них: "Лиса" и "Свадебка" (композитор И.
Стравинский), "Лани" (Ф. Пуленк), "Докучные" (Ж. Орик), "Ночь на Лысой
горе" (М. Мусоргский), "Голубой экспресс" (Д. Мийо), "Ромео и Джульетта"
(К. Ламберт), «Искушение пастушки» и другие.
Тем не менее её работа, по-видимому, не вполне соответствовала
требованиям Дягилева, увлеченного поисками более экспериментальных
танцевальных форм, и в 1925 году он заменил Нижинскую на молодого
хореографа Леонида Мясина. Несмотря на это, Нижинская периодически
гастролировала с Русским балетом, представляя зрителям самостоятельные
постановки.
В начале 1930-х балерина работала во Франции, затем в 1932 году основала собственную балетную компанию.
Позднее Нижинская ставит балеты в Париже и Буэнос-Айресе, в
труппе И. Рубинштейн (1928, "Вальс" и "Болеро" М. Равеля, "Поцелуй феи"
И. Стравинского), имеет собственную труппу (1925, 1932—33), организует
ансамбль польского балета (1937—38) и др.
В 1935 году Нижинская ставила танцы на музыку Феликса Мендельсона для кинофильма «Сон в летнюю ночь».
Далее в 1938 году она переехала в США, где вновь занялась
преподавательской деятельностью, открыв школу балета (1941—50) и
впоследствии сотрудничая с разными балетными компаниями - с Американским
теаром балета (1942, "Снегурочка" на музыку А. Глазунова, "Русь
древняя" на музыку П. Чайковского) и Балетом маркиза Куэва (1944,
"Вариации" Брамса и "Картинки с выставки" Мусоргского; 1949, "In
memoriam" Ф. Шопена).
В последние годы жизни Нижинская участвовала в возобновлении
своих балетов в английском Королевском балете и других труппах Европы и
США. К сожалению, балеты Нижинской (в т. ч. самый русский из них —
"Свадебка") не ставились на отечественной сцене.
Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе.