Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Мария (Марья) Дмитриевна Новицкая (по мужу Дюр; (23 января (4
февраля) 1816 (некоторые источники называют 1815) — 1868) — русская
балерина и драматическая артистка.
Вся жизнь Марии Новицкой была связана с Петербургской
императорской труппой. Девочкой она поступила в театральное училище при
Петербургской труппе, где среди ее педагогов были Анастасия Андреевна
Лихутина, Алексис Блаш и сменивший Алексиса Блаша Антуан Титюс, а затем
пришла в саму труппу — сначала балериной, потом — драматической
актрисой. Её семейная жизнь тоже оказалась неразрывна с театром — мужем
Марии Новицкой стал выдающийся русский артист Петербургской труппы
Николай Осипович Дюр, первый исполнитель ролей Молчалина («Горе от ума»
А. С. Грибоедова; первая полная постановка — 1831 г., до того постановка
всей пьесы была запрещена цензурой и разрешались лишь разрозненные
сценки) и Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1836 г.).
Впервые на сцену Мария Новицкая вышла еще ученицей, приняв
участие в балетных спектаклях, поставленных балетмейстером Алексисом
Блашем: 1832 — «Дон Жуан, или Поражённый безбожник» (Антонита) и 1833 —
«Марс и Венера, или Сети Вулкана» (одна из граций).
Ходили различные слухи об отношениях начинающей балерины с
императором Николаем Первым. Император Николай Павлович балет любил. А
еще больше — балерин, из которых создал себе целый гарем. Кого там
только не было — все представительницы балетной труппы императорских
театров: Ульяна Селезнева, Наталья Аполлонская, Ольга Шлефохт, Варвара
Волкова, Софья Дранше, а сколько еще имен не сохранилось… Императорское
внимание привлекла и юная Маша Новицкая: высокая, стройная и очень
женственная. Ни от наперсниц, ни от театральной дирекции это внимание не
укрылось, и по окончании учебы в 1834 году она была сразу принята в
штат Петербургской императорской труппы солисткой с окладом в 1800
рублей годовых, казенной квартирой и единовременным пособием в 350
рублей. Однако балерина поспешила выйти замуж по любви — за артиста той
же Петербургской труппы Николая Осиповича Дюра.
Дюре с женой, балериной Новицкой
Подруги от чистого человеколюбия ругали ее: ну надо же, какая
глупость, потерять такого могущественного покровителя. Но были и другие
мнения: что замужество являлось лишь прикрытием, а родившаяся вскоре
дочь несла в себе императорские гены — во всяком случае Николай Первый
распорядился назначить ей пожизненный пенсион в 500 рублей годовых.
Ничего определенного теперь, спустя почти 200 лет, по этому поводу
сказать нельзя. Да и имеет ли это значение… Сохранились документы, что в
семье Николая Осиповича Дюра и Марьи Дмитриевны царила забота друг о
друге — а значит, была добрая семья.
Поступив на Петербургский императорскую сцену, Марья Новицкая
дебютировала сразу в главной партии Фенеллы в опере Даниэля Обера «Немая
из Портичи» (La muette de Portici). В России эта опера шла под другим
названием: «Фенелла» — из-за сюжета, затрагивающего реальные события
восстания в Неаполе в 1647 году против испанского владычества, а
Российская империя всячески не приветствовала какие бы то ни было
революционные настроения. Эта партия принесла молодой балерине
феноменальный успех — она моментально затмила исполнявшую эту роль до
неё Екатерину Телешеву. В роли её партнера с не меньшим успехом выступал
певец Константин Голланд (возможно написание Голенд и Голленд). Первый
же их совместный спектакль, прошедший на сцене Большого Каменного театра
14 января 1834 года, принес им обоим такой триумф, что был отображён в
других видах искусства и литературы.
П. Брюлло. М.Новицкая и К.Голланд
Художник Павел Иванович Брюлло изобразил Новицкую и Голланда в
финальной сцене оперы спектакля 14 января 1834 года, по этому рисунку
была сделана литография, которая ныне хранится в Музее изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Михаил Юрьевич Лермонтов в главе III своей незаконченной
повести «Княгиня Лиговская» тоже отметил эту постановку и главных
исполнителей: по окончании спектакля «все с громом вызывали Новицкую…», а
в следующей главе разговор о ней ведётся между персонажами повести
Негуровой и Печориным (VI, 136, 137):
Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу,
старался продраться к дверям, он поровнялся с Лизаветою Николаевной
Негуровой; на выразительную улыбку отвечал сухим поклоном, и хотел
продолжать свой путь, но был задержан следующим вопросом: «Отчего вы так
сериозны, Msr. George? — вы недовольны спектаклем?»
— Напротив, я во всё горло вызывал Голланда!..
— Не правда ли, что Новицкая очень мила!..
— Ваша правда.
— Вы от нее в восторге.
— Я очень редко бываю в восторге.
М. Ю. Лермонтов. «Княгиня Лиговская» (1836 г. — не завершено).
Любопытно, что несмотря на такое количество информации о
спектакле с участием Новицкой и Голланда, многие музыковеды первую
постановку этой оперы в Петербурге относят к 1857 году (а первую русскую
постановку к 1849 г. — в Большом театре в Москве), хотя на самом деле в
1857 году опера прозвучала в Петербурге уже во второй постановке под
названием «Фенелла, или Немая из Портичи». Вполне возможно, что
заблуждение связано с переименованием имён персонажей в постановке
1830-х годов.
Прославилась М. Новицкая-Дюр и другими ролями.
Среди исполняемых партий:
1834 — «Фенелла» (опера «Немая из Портичи», в России под названием «Фенелла») — Фенелла
1834 — «Нина, или От любви сумасшедшая», балетмейстер Карл Людовик Дидло — Нина
1835 — «Сильфида» — Эффи; балетмейстер Антуан Титюс, перенос постановки Ф. Тальони (впервые на русской сцене)
1835 — опера «Влюбленная баядерка» — Золое
1837 — «Рауль Синяя Борода, или Опасность любопытства» — Изора
1837 — «Дезертир» — Луиза
1838 — «Гитана, испанская цыганка», балетмейстер Антуан Титюс — Герцогиня (впервые на русской сцене)
«Дон-Жуан»
«Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Ф. М. А. Венюа
Критика отмечала: «В период возросшей виртуозности танца
сохраняла эмоциональную насыщенность и глубину содержания, свойственные
исполнительской школе Дидло».
Об огромном сценическом успехе Марии Новицкой-Дюр
свидетельствует то, что художник Григорий Чернецов включил её
изборажение в свою картину «Парад по случаю окончания военных действий в
Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге»,
на которой он поместил 223 выдающихся людей России эпохи императора
Николая I — М. Новицкая-Дюр изображена там под номером 207, а ее муж,
Николай Осипович Дюр, стоит на картине рядом под номером 208 (чтобы
зрители не запутались, художник дал каждому портрету отдельный номер,
см. ст.: Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6
октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге/Список изображений).
Николай Осипович Дюр скончался от чахотки 16 (28) мая 1839
года. Уже предчувствуя конец, он беспокоился о семье. Вот что писал на
его смерть Александр Иванович Вольф, «Хроника петербургских театров»:
Женат он был на Новицкой, красивой мимической танцовщице,
прославившейся в роле немой в «Фенелле», и имел от нее несколько детей.
За два дня до смерти Дюр получил от директора театров следующее письмо:
«Любезный Николай Осипович! Вследствие твоей просьбы я говорил с
г.министром, а он позволил мне объявить тебе, что без сомнения Государь
Император не оставит своими милостями жены и дочерей твоих в случае,
если бы мы имели горесть тебя лишиться. Итак, с этой стороны ты должен
быть совершенно спокоен, но я надеюсь, что Всевышний сохранит тебя для
счастья твоего семейства и для славы русской сцены, и что ты еще сам
много лет будешь пользоваться милостями Его Императорского Величества,
чего душевно тебе желаю, пребывая с истинным уважением». Несмотря на то,
что госпожа Дюр получала сама жалованье как артистка, ей было назначено
4 тысяч р. ас. пенсии, цифра по тому времени громадная.
Н. О. Дюр был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
А в следующем, 1840 г., Мария Дмитриевна завершила балетную
карьеру, однако решила не расставаться со сценой, а перейти на
драматические и оперные роли, и стала брать уроки у известной семейной
пары актёров Александры Михайловны Колосовой-Каратыгиной и Василия
Андреевича Каратыгина. Александра Михайловна приходилась двоюродной
сестрой Николаю Осиповичу Дюру и помогала вдове своего двоюродного
брата.
В последние свои артистические годы Марья Дмитриевна Дюр
выступала на тех же самых сценах, где когда-то блистала в балетах, но
уже как оперная певица и драматическая актриса. Однако такого триумфа,
который выпал на её долю в балетных партиях, на драматической сцене она
уже не добилась.
Среди драматических ролей (1840—1854):
1840 — «Эдип в Афинах» В. А. Озерова — Антигона
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Луиза
В 1854 г. Марья Дмитриевна полностью оставила сцену. И тогда
же, в 1854 году она вышла замуж за чиновника министерства
государственных имуществ Константина Львовича Пащенко, дружившего с
Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным.