«Главным в творческом облике Ермолаева, в манере и характере его танца было ярко выраженная мужественность. Искусство
мужского танца выявилось в его творчестве в совершенно новом качестве... Техникой танца он владел безукоризненно.
Совершенствуя технику своего танца, артист ввел много новых, интересных, выразительных и технически очень сложных движений, чем обогатил лексику классического балета. Ермолаева справедливо считают основоположником мужского героического танца в советском балетном театре», — писал балетмейстер Р. В. Захаров.
Алексей Николаевич Ермолаев (1910—1975) народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, учился в Ленинградском хореографическом училище у В. И. Пономарева. В выпускном спектакле в 1926 году он танцевал Бога ветра в балете Дриго «Талисман». Пластическое совершенство, виртуозность исполнения сложнейших танцевальных движений, высокие прыжки и стремительные вращения, двойные туры в воздухе сочетались у Ермолаева с удивительной выразительностью и артистизмом. Его склад дарования был близок М. Семеновой. Они оба утверждали действенное, активное жизненное начало.
Выдающийся классический танцовщик с мужественной, волевой манерой исполнения, Ермолаев создал новый стиль мужского танца, экспрессивного, высокотехнического, действенного.
Первая значительная роль в театре после окончания училища — Базиль в балете «Дон Кихот». Затем он исполнил Голубую птицу в «Спящей красавице», танцевальный номер «Футболист», Зимнюю птицу в «Ледяной деве», Акробата и Божка в «Красном маке».
С 1930 года Ермолаев стал артистом московского Большого театра. Он танцевал Зигфрида в «Лебедином озере», Базиля в «Дон Кихоте», Альберта в «Жизели».. Особое место в репертуаре Ермолаева занимала роль Филиппа в балете «Пламя Парижа». В этой роли он утверждал появление в балете нового Мужского героического образа.
На седьмом году работы в Большом театре Ермолаев во время спектакля получил травму ноги и два года был вынужден не танцевать.
В 1939 г. Ф. Лопухов привлек его к балетмейстерской работе. Они вместе поставили в минском театре первый белорусский балет «Соловей», на музыку М. Крошнера. В 1940 году балет был показан во время Декады белорусского искусства в Москве и имел успех. Война приостановила балетмейстерскую деятельность Ермолаева, а после победы он снова стал одним из ведущих танцовщиков Большого театра. Он танцевал Жана де Бриена и Абдеррахмана в «Раймонде», Тибальда в «Ромео и Джульетте», Ли Шанфу в «Красном маке», Евгения в «Медном всаднике», Северьяна в балете «Сказ о каменном цветке», Гирея в «Бахчисарайском фонтане».
В 1954 году, закончив свою исполнительскую деятельность, Ермолаев возвратился к балетмейстерской практике. Он поставил опять в Минске балет «Пламенные сердца» В. Золотарева и концертную программу «Мир победит войну!».
Выдающийся героический танцовщик был прекрасным педагогом-репетитором. Он воспитал многих мастеров балета. Среди его учеников Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, которые сегодня составляют цвет советского классического балета, являя собой гордость школы мужского исполнительского искусства, силу советского балетного театра. В учениках возродилась слава первого советского героического танцовщика.