Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Ида Львовна Рубинштейн (21 сентября (3 октября) 1883, Харьков — 20
сентября 1960, Ванс, Альпы Приморские) — российская
танцовщица-любительница и актриса, ученица М. М. Фокина.
Из еврейской семьи, рано осиротела. Дебютировала в частной
постановке драмы Оскара Уайльда Саломея (1909) под покровительством
Михаила Фокина, в единственном представлении пьесы она исполнила Танец
семи покрывал полностью обнаженной.
В 1909-1911 выступала в Русском балете Сергея Дягилева
(Шахерезада Римского-Корсакова, 1910; Мученичество Святого Себастьяна
д'Аннунцио и Дебюсси, 1911).
Архиепископ Парижа приказал католикам не посещать представления
Святого Себастьяна, поскольку роль святого, написанную д'Аннунцио
специально для Рубинштейн, играла женщина, к тому же еврейка.
На восьмом из Русских сезонов, в 1913, в театре Шатле в Париже
Всеволод Мейерхольд поставил «Пизанеллу» д'Аннунцио, где она исполняла
главную роль, роль куртизанки.
В 1911 начался трёхлетний роман Рубинштейн с Ромейн Брукс, художница написала несколько портретов возлюбленной.
Образ Рубинштейн вдохновлял также Кееса ван Донгена, Антонио де
ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Валентина Серова и Леона
Бакста.
Впоследствии Рубинштейн создала несколько собственных балетных
трупп, сотрудничала с Онеггером (Жанна д'Арк на костре, по П.Клоделю),
Равелем (Болеро, Вальс), Стравинским (Поцелуй феи, Персефона), Ибером
(Странствующий рыцарь). Она дружила с Сарой Бернар, Марком Шагалом,
Жаном Кокто, Андре Жидом, Вацлавом Нижинским.
Ида Рубинштейн единственный раз снялась в кино — это был фильм Корабль (1921), поставленный по драме д'Аннунцио его сыном.
Она не любила говорить о своем происхождении. Европейские
журналисты, осаждавшие ее, так и не смогли добиться ответов на свои
простые вопросы: кто она, откуда, когда родилась... В России знали: Ида
Рубинштейн – из тех самых, харьковских миллионеров, но не могли указать
точно ни места, ни времени ее рождения. Ида никогда не отмечала дней
рождения, никогда не вспоминала о своем родном городе. Лишь говорили –
кажется, родилась в Петербурге, то ли в 1880, то ли 1885... Утверждали,
что от рождения ее звали Лидия или Аделаида, разнится даже отчество:
когда Львовна, когда Михайловна... Ида молчала: быть женщиной-загадкой
ей необыкновенно нравилось. Только много лет спустя, когда страсти по
загадочной Иде Рубинштейн поутихли, была найдена запись в метрической
книге харьковской синагоги: 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1883
года у потомственного почетного гражданина Харькова Леона Романовича
Рубинштейна и его супруги Эрнестины Исааковны родилась дочь Ида.