Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна [11(23).11.1816, Москва -
16(28).8.1878, там же], артистка. Первая в России танцевала на пуантах.
Первая танцовщица московской сцены, освоившая преромантические и
лирико-романтические стили западно-европейского балета, давшая им
национальную окраску. Окончила Московское театральное училище в 1836.
Ученица Ф. В. Гюллень-Сор, по драматическому классу - М. С. Щепкина.
Начиная со школы (с 1826) с успехом выступала не только в
балетных, но и в драматических спектаклях на сцене Малого театра, вместе
со Щепкиным, Л. П. Никулиной-Косицкой, П. С. Мочаловым.
В 1831 дебютировала в Большом театре в главной партии балета
«Молодая молочница, или Нисетта и Лука» Антонолини и вскоре заняла
ведущее положение.
В 1836 с Гюллень-Сор ездила в Париж, где познакомилась с искусством М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер.
Славу балерине принесло выступление в балете «Сильфида»
Шнейцхоффера (1837). С этого времени Санковская начала выступать сначала
в репертуаре М. Тальони («Дева Дуная», 1838; «Восстание в серале»,
1840; «Морской разбойник», 1841; «Влюблённая баядерка», 1841), продолжая
при этом танцевать и преромантический репертуар, позже - в партиях,
принёсших славу Эльслер, Гризи («Жизель», 1845; «Мечта художника», 1849;
«Катарина, дочь разбойника», 1850).
Её партнёрами были ведущие танцовщики московской сцены 30-50-х гг. - И. Ришар, Т. Герино, Ф. Монтасю.
Новая танцевальная техника, идеи и образы романтического балета
привлекли к искусству Санковской симпатии интеллигенции Москвы,
особенно молодёжи (студенты Московского университета увенчали её золотым
венком). Её танцем восхищались В. Г. Белинский, А. И. Герцен, С. Т.
Аксаков, М. Е. Салтыков-Щедрин назвал Санковскую Душой московского
балета».
Выступая в лирико-романтических балетах, Санковская вносила
новые интонации в стилистику танца и в трактовку образов в соответствии
со своими природными данными и традициями московской школы танца.
Хрупкая, маленького роста, она акцентировала в своей исполнительской
манере лёгкость, изящество, невесомость танца.
После ухода Гюллень-Сор из Большого театра Санковская начала
выступать и в качестве постановщика, ввела в репертуар балеты Ж. Мазилье
«Своенравная жена» («Сумбурщица») А. Адана (1846), Ж. Перро - «Мечта
художника» Ц. Пуни (1853).
Последняя партия балерины - Эсмеральда в постановке Перро (1853).
Покинув сцену в 1854, преподавала бальные танцы в гимназии, давала частные уроки, в т. ч. в семье К. С. Станиславского.