Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Людмила Ивановна Семеняка (16 января 1952, Ленинград) — советская и
российская балерина, Народная артистка СССР (1986), лауреат
Государственной премии СССР (1977), лауреат премии Анны Павловой
Парижской академии танца.
"Семеняка - прекрасная классическая балерина. Но дело не
только в этом. ее особое, непвторимое обаяние заключается в таланте и
умении создать на сцене образ живого человека во всем многообразии его
душевных движений, порывов, страстей. Это качество довольно редкое и
драгоценное."
Режиссер и критик Борис Львов-Анохин.
Родилась 16 января 1952 года в Ленинграде. Отец — Семеняка Иван
Яковлевич, работал гравёром в издательстве "Правда". Мать — Семеняка
Мария Митрофановна, аппаратчица химической лаборатории.
В 10 лет поступила в Ленинградское хореографическое училище
имени Вагановой, в 12 — дебютировала на сцене Театра оперы и балета
имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в
балете «Щелкунчик».
С 1970 по 1972 гг. работала в ленинградском Театре оперы и
балета имени Кирова. Продолжала заниматься под руководством Ирины
Колпаковой. В 1972 году Юрий Григорович пригласил её в Большой театр. В
том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра
«Лебединое озеро». Её наставником стала легендарная Галина Уланова,
оказавшая значительное влияние на творчество балерины.
Семеняка явила замечательный пример того, как носительница
петербургской школы балета может "адаптироваться" к школе московской,
соединив в своем танце "чистописание" первой и бравурность второй.
Настоящая ее карьера сложилась в Большом, куда она перешла в
1972 г. Педагогом-репетитором Семеняки стала великая Галина Уланова.
Впоследствии она также репетировала под руководством Марины Семеновой,
Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой.
В ее репертуаре одна за другой стали появляться центральные
партии во всех классических балетах и всех балетах Григоровича, которые
шли в то время в театре.
В Большом театре выступала до 1990 года, исполнив центральные
партии во многих балетах. За роль Валентины в балете «Ангара» Людмила
Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976). В том же году она
завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса
артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей премию имени
Анны Павловой Парижской академии танца.
В 1986 году ей присуждают звание народной артистки СССР. В том
же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию
«Evening Standart» за лучшие достижения в области хореографического
искусства.
В 1990—1991 годах балерина работала по контракту в труппе
Английского национального балета. В 1992 Людмила Семеняка с большим
успехом танцевала в «театре Колон» в Аргентине.
В 1997 г. карьеру балерины закончила.
В 1999 году дебютировала как балетмейстер-постановщик,
подготовив для своего сольного выступления номер «Из роли в роль» на
музыку Моцарта.
С 2002 года Людмила Семеняка — педагог-репетитор Большого
театра. Под ее руководством репетируют Светлана Захарова, Елена
Андриенко, Анастасия Горячева, Анастасия Меськова, Виктория Осипова,
Дарья Хохлова и другие артистки. Она — член жюри многих международных
конкурсов артистов балета. В 2008 году стала обладательницей приза «Душа
танца» (номинация «Мэтр танца»), ежегодно присуждаемой журналом
«Балет».
Была замужем за Михаилом Лавровским (р.1941), артистом балета, народным артистом СССР (1976).
Живёт и работает в Москве. Воспитывает сына.
В репертуаре Людмилы Семеняки - все крупнейшие роли
классических балетов, а также множество балетных партий в современных
балетах.
Для нее была создана партия Сони Мармеладовой в балете
"Преступление и наказание" на музыку А. Пярта, поставленного Май Мурдмаа
в 1990 г. в театре "Эстония" (Таллин).
Она неоднократно выступала с Санкт-Петербургским
государственным академическим театром оперы и балета имени М.
П.Мусоргского, где в ее репертуар вошла заглавная партия в балете
"Сильфида" Х. Левеншелля (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.-М. фон
Розен).
Танцевала практически на всех балетных сценах бывшего
Советского Союза и много выступала за рубежом - с Большим театром; как
приглашенная солистка; как член труппы. Танцевала с нью-йоркским
Американским балетным театром (AБT), Парижской оперой (на сцене
Гранд-опера), Королевским Шведским балетом, аргентинским театром Колон,
Английским национальным балетом, Шотландским национальным балетом и
другими труппами.
Знаменитый английский критик Клемент Крисп (в Англии и
Аргентине Семеняка была особенно популярна) писал о ней: "Это
классический танец во всем его величии и чистоте, соединяющий отточенную
технику с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет
безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили
начало знаменитые петербургские балерины XIX века".
В московском драматическом театре "Школа современной пьесы"
играла роль Полины Андреевны в "Чайке" А. Чехова и роль Леры в спектакле
"Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе С. Злотникова (оба спектакля
поставлены художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом,
второй специально для нее).
Неоднократно давала мастер-классы, принимала участие в работе
жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998 г. ), в
Крыму ("Фуэте Артека", 1998,1999 гг. ), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999
г. ), в Нагое (Япония, 2000, 2001 гг. ), международной программы "Benois
de la danse" (Штутгарт, 2000 г. ).
С участием Людмилы Семеняки сняты фильмы-балеты: «Танцует
Людмила Семеняка», «The Bolshoi ballerina», «Монолог балерины»,
«Приглашает Людмила Семеняка», «Раймонда», «Спартак» , «Каменный
цветок», «Щелкунчик», «Мир Улановой» и другие.
Награды
1969 г. - III премия Первого Международного конкурса артистов балета в Москве.
1972 г. - III премия Международного конкурса артистов балета в
Варне и II премия Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в
Москве.
1975 г. - премия Ленинского комсомола.
1976 г. - I премия Первого международного конкурса артистов
балета в Токио, премия имени Анны Павловой Парижской академии танца,
звание "Заслуженная артистка РСФСР" (Российской Федерации).
1977 г. - Государственная премия СССР за роль Валентины в "Ангаре" (1976 г. ) .
1982 г. - "Народная артистка РСФСР".
1986 г. - получает звание "Народная артистка СССР" и престижную
английскую театральную премию газеты "Ивнинг стандарт" (Лондон).
2004 г. - награждена "Хрустальной розой Донецка" как постоянная
участница международного фестиваля "Звезды мирового балета", регулярно
проходящего в Донецке (Украина).
2008 г. - приз журнала "Балет" "Душа танца" (номинация "Мэтр танца").