Шлыкова-Гранатова
Татьяна Васильевна 
ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА Татьяна Васильевна [1773, Москва, - 25.1(6.2).1863, Петербург], русская крепостная танцовщица и актриса. Воспитывалась в домашней театральной школе Шереметевых; ученица Ш. Ле Пика. С детства выступала в комедиях и операх на сцене Шереметевского театра; считалась первой танцовщицей труппы. Исполняла дивертисментные pas de deux и pas de trois, роли комедийные (Аннета в балете "Аннета и Любен") и драматические (Креуза и Королевна в балетах "Медея и Язон" Родольфа, "Инеса де Кастро" Буальдьё). В 1803 г. получила вольную, но продолжала жить у Шереметевых. Имя Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой - самое известное имя среди танцовщиц крепостного балетного театра. В раннем возрасте Татьяна Шлыкова, дочь оружейного мастера, была взята в кусковскую домашнюю театральную школу Шереметевых. В ней она получила воспитание и образование на уровне дворянских детей. Вместе с танцами она изучала музыку, пение, французский и итальянский языки. После окончания театральной школы в Кускове Шлыкова была зачислена танцовщицей в крепостной балетный театр. Совершенствовала она свое искусство в Петербурге у Ле Пика. Граф Н.П.Шереметьев ввел новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруги - Мавра Бирюзовa, Прасковья Ивановна Ковалева -Жемчуговa. Шлыкова танцевала в балетах, выступала в комедиях и в операх. Ее репертуар был самый разнообразный: от комедийной роли Аннеты в балете «Анне-та и Любен» до пантомимной роли царевны Креузы в новеровском балете «Медея и Язон». В 1800 году Шереметев распускает свою труппу. Шлыкова-Гранатова, протанцевав 15 лет, закончила свою сценическую деятельность в возрасте около 28 лет. Разорение помещиков, постепенное разложение крепостного строя привело к тому, что в начале XIX века усадебные театры стали распадаться. Крепостных танцоров отпускали на оброк в профессиональные театры, продавали, некоторых отпускали на волю. Так, танцоров графа С. Г. Зорича взял на казенную сцену петербургский придворный театр. Дирекция московских театров купила артистов у помещика А. Е. Столыпина. Графиня Головкина подарила своих танцовщиков московскому Воспитательному дому. В первой четверти XIX века крепостной театр окончательно прекратил свое существование, но он сыграл важную роль в истории русского балета. Крепостной балет в наибольшей степени сохранял традиции народного танцевального искусства. Здесь свободнее проходила театрализация русской народной пляски, свободнее ставились балеты русские темы, свободнее появлялась национальная самобытность крепостных артистов балета. Это выражалось в характере и стиле исполнительской манеры. Слившись затем с профессиональным театром, крепостной балет не мог не оказать влияния на развитие профессиональной отечественной хореографии. Он значительно обогатил ее народными красками и приемами игры. Н. И. Аргунов. Портрет Т. В. Шлыковой-Гранатовой,воспитавшей наследника Дмитрия - сына Прасковьи Жемчуговой и Н.П.Шереметьевa, 1789г, холст, масло, музей-усадьба Кусково, Москва
|