Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Тимофеева Нина Владимировна родилась 11 июня 1935 в Ленинграде. Российская артистка балета. Народная артистка СССР (1969).
По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог
Н. А. Камкова) в 1953-55 в Ленинградском театре оперы и балета им.С. М.
Кирова (ныне Мариинский). В 1956-88 в Большом театре. Тимофеева успешно
выступала в классическом репертуаре: Одетта—Одиллия («Лебединое озеро»
П. И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Аврора («Спящая
красавица» П. И. Чайковского), Жизель («Жизель» А. Адана), Раймонда
(«Раймонда» А. К. Глазунова) и др. Но гораздо ближе ей оказалась
современная хореография. Тимофеева — одна из крупнейших трагических
актрис балетного театра второй половины 20 века. Обладая масштабностью
движений, большим шагом, высоким, сильным прыжком, четкостью и динамикой
вращениЙ, она всегда подчиняла технику актерским задачам роли,
выявлению сути и смысла образа. Ее виртуозный, академически строгий
танец сочетал «лед и пламень», внутреннюю экспрессию и внешний лаконизм
выразительных средств. Балерина тяготела к характерам психологически
сложным, противоречивым, драматически-насыщенным. Ее героини — женщины
волевые, умные и гордые, одержимые одной страстью: будь то сила
поглощающей их любви или неистовая жажда власти, ради достижения которой
они переступают все запреты. Хореографическим откровением стал у
Тимофеевой образ Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» А. Д. Меликова,
поставленной Ю. Н. Григоровичем. За сдержанной исполнительской манерой
балерина скрывала безысходность страданий восточной царицы, боль
отверженности и одиночества, напряженное борение чувств, доведенных до
трагического накала.
Помимо «Легенды о любви» Тимофеева была участницей еще двух
этапных премьер Григоровича — «Каменного цветка» С. С. Прокофьева
(Хозяйка Медной горы) и «Спартака» А. И. Хачатуряна (Эгина). Для нее
ставили спектакли Л. М. Лавровский («Ночной город» на музыку Б.
Бартока), О. М. Виноградов («Асель» В. А. Власова) и В. В. Васильев
(«Макбет»). Партия Леди Макбет — одна из вершин творчества балерины. Но
эта роль неотделима от личной трагедии. Музыку к «Макбету» написал ее
муж, известный композитор К. В. Молчанов. Через два года после успешно
прошедшей премьеры он умер в ложе Большого театра именно во время
просмотра «Макбета».
Тимофеева много снималась в оригинальных телебалетах, созданных
специально для нее: «Федра» А. Л. Локшина, «Белые ночи» на музыку А.
Шенберга, «Московская фантазия» на музыку В. П. Артемова, «Три карты» К.
В. Молчанова. Ее творчеству посвящено два телефильма — «Как сердцу
высказать себя?» и «Еще немного о балете».
В 1989 по окончании выступлений на сцене, Тимофеева начала
работать балетмейстером-репетитором Большого театра, а в 1991 уехала в
Израиль со своей дочерью Надей, молодой одаренной балериной, выпускницей
Московского хореографического училища. Занимается педагогической и
одновременно балетмейстерской деятельностью, сочиняет хореографические
номера для своих учениц.