Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Александра Ивановна Воронина-Иванова - русская балерина,
представительница Московской школы русского балета, солистка Московской
труппы императорского балета.
Александра девочкой была принята в Московское театральное
училище, которое закончила в 1822 году. Но еще до окончания, будучи
ученицей, дебютировала в московской императорской труппе в сольной
партии балета «Дезертир». По окончании училища поступила в московскую
труппу императорских театров, где оставалась до конца творческой
биографии; работала на разных сценах московской труппы, а затем, с
постройкой Большого театра стала одной из первых артисток этой сцены.
Вместе с другими московскими артистами выезжала на гастрольные поездки в
Санкт-Петербург. Это было время, когда театральное искусство, не столь
давно зародившееся в России, было в начальном периоде своего развития, и
творческого антагонизма между Московской и Петербургской императорскими
труппами ещё не было, обе труппы работали вместе под единым
руководством императорской канцелярии и постоянно обменивались и
исполнительским составом, и самими постановками. Поэтому А.
Воронина-Иванова, будучи артисткой московской школы, не раз танцевала в
постановках петербургских балетмейстеров, повторявшихся на московской
сцене.
На сцене московского Большого театра А. И. Воронина-Иванова
имела несколько бенефисных представлений. По существовавшей традиции,
бенефициант сам выбирал репертуар для исполнения, и в её бенефис 3
ноября 1839 впервые в Москве был поставлен знаменитый водевиль «Лев
Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», с музыкой Н. И. Полякова
Творчеству этой балерины посвящали свои критические статьи В. Г. Белинский, С. Т. Аксаков.
Энциклопедия «Русский балет» характеризует балерину так:
«Воронина-Иванова технически сильная, темпераментная танцовщица,
владевшая мимическим мастерством». Историк русского балета Ю. А.
Бахрушин писал о ней как о балерине, «известной темпераментностью и
особым блеском исполнения танцев, что впоследствии было отмечено В. Г.
Белинским. Обладая большой выносливостью и прекрасной техникой, она
занимала первое положение в труппе». В. М. Красовская упоминала балерину
в своих трудах по истории балета в России .
Балерина оставила сцену в 1843 году.
Скончалась Александра Ивановна 25 января 1850 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Среди творчества:
1819 - «Ясон и Медея», балетмейстер А. П. Глушковский, перенос постановки Ш.Ле Пика - Креуза);
1825 - «Пагубные следствия пылких страстей Дон Жуана, или Привидение убитого им Командора» - главная партия;
«Зефир и Флора», балетмейстер Шарль Дидло;
«Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов», балетмейстер Шарль Дидло;
«Кавказский пленник, или Тень невесты», балетмейстер А. П. Глушковский;
4 октября 1835 - «Карл и Лизбета», балетмейстер А. П. Глушковский по хореографии Дидло, в собственный бенефис.
Кроме балетных партий исполняла танцевальные дивертисменты в операх и операх-водевилях на сцене Большого театра.