Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ЗАБОТКИНА Ольга Леонидовна (18 января 1936, Ленинград — 21 декабря 2001, Москва). Заслуженная артиска РСФСР (1960).
Характерная танцовщица лирического плана.
Окончила балетное училище имени А. Вагановой в 1953 году (педагог H. A. Камкова, В. К. Иванова).
С этого года и по 1978 год была в труппе Ленинградского Театра
имени Кирова (ныне - Мариинский театр). Была яркой характерной
танцовщицей ленинградской сцены. В искусстве Заботкиной классическая
строгость формы сочеталась в искусстве балерины с тонким чувством стиля
национального танца.
Первая исполнительница партий: Цветная девушка ("Тропою грома",
1958, балетмейстер К. М. Сергеев), Придворная танцовщица ("Легенда о
любви", 1961, балетмейстер Ю. Н. Григорович), Хозяйка фестиваля ("В порт
вошла "Россия"", 1964, балетмейстер Р. В. Захаров).
Исполняла характерные танцы в оперных и балетных спектаклях:
танцы - польские, мазурка ("Лебединое озеро", "Золушка", опера "Иван
Сусанин" Глинки), краковяк ("Бахчисарайский фонтан"); цыганские
("Каменный цветок", "Дон Кихот"), испанские ("Лебединое озеро",
"Лауренсия", "Раймонда"), русские ("Медный всадник", танец "Тройка" в
"Хореографических миниатюрах"), восточные (оперы "Хованщина"
Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина), а также в балетах
"Конёк-Горбунок", "Испанские миниатюры".
Снималась в кинофильмах-балетах "Спящая красавица" (1964),
"Лебединое озеро" (1968); в художеств. фильмах: "Неоконченная повесть"
(1955), "Два капитана" (1956), "Дон Сезар де Базан" (1957), "Дон Кихот"
(1957).
Жена поэта-пародиста Александра Иванова (1936-1996). Когда
Иванов стал телеведущим передачи "Вокруг смеха", Ольге Леонидовне
Заботкиной пришлось оставить сцену, переехать в Москву и стать
секретарём мужа. Она следила за его имиджем, советовала менять прически,
выбирала костюмы, редактировала тексты... и не пропустила ни одной
записи "Вокруг смеха". И на всех застольях, дружеских посиделках, днях
рождения и прочих празднествах она присутствовала неизменно. Тому была
горькая необходимость: Александр Иванов крепко пил...
"Оля была «серым кардиналом» в семье, — вспоминает коллега
Иванова по сатирическому цеху Аркадий Арканов. — Она была умна, красива,
сдержанна, строга. Словом, питерская балерина! К тому же Оля снималась в
кино: ее и сейчас помнят по роли Кати Татариновой из фильма «Два
капитана»... После свадьбы она оставила сцену и полностью взяла на себя
организацию Сашиных дел. При этом всегда с гордостью подчеркивала: «Я —
жена Александра Александровича Иванова». Понимала значимость его славы. А
на бытовом уровне заправляла абсолютно всем: в частности,
демонстративный аскетизм Саши в одежде и в поведении был продиктован,
несомненно, ею. Оля пережила блокаду — этим сама объясняла свою
принципиальную бережливость, а жестче сказать, скупость. Короче, Саша
никогда не шиковал... Дорогие магазины обходил стороной. Концертные
костюмы шил у портных Литфонда, строго в порядке очереди, зато с
большими скидками. Если можно было ехать на метро за пять копеек, а не
на такси за три рубля — ехал в метро...
Александр Александрович и Ольга Леонидовна построили добротную
двухкомнатную кооперативную квартиру в престижном доме у метро
«Аэропорт». В ней было все, что необходимо для жизни, но без шика....
Но, как бы то ни было, они очень любили друг друга. И своих домашних
питомцев: бесконечных кошечек, собачек, птичек — отраду многих бездетных
семейных пар".
Она пережила мужа на несколько лет. Последние несколько лет она
очень болела, практически не выходила на улицу, никого не приглашала к
себе. "Я не хочу, чтобы вы меня такой видели", - отвечала друзьям по
телефону. Умерла она в Москве 21 декабря 2001 года. По воле покойной её
прах доставлен в Санкт-Петербург из Москвы. Похоронена на Смоленском
кладбище.
Многим зрителям она памятна и по своим работам в кино.