Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Алисия Алонсо (исп. Alicia Alonso; урождённая исп. Alicia Ernestina
de la Caridad del Cobre Martinez del Hoyo; 21 декабря 1921, Гавана) —
великая кубинская балерина, балетмейстер и педагог, создательница
Национального балета Кубы.
Алонсо - основоположница кубинского балета, его первая и самая
значительная балерина. Одна из крупнейших классических танцовщиц.
Виртуозность, лёгкость, стремительность сочетаются у неё с драматическим
темпераментом, позволяющим передать трагические переживания. Поставила
ряд оригинальных балетов. Гастролирует в других странах (1958, 1960,
1972, 1979 - в СССР).
Младшая из четырёх детей, родители — выходцы из Испании, отец —
армейский офицер, семья принадлежала к среднему классу. Начала учиться
балетному искусству с 9 лет, её преподавателем была бывшая артистка
Большого театра, участница труппы Дягилева София Фёдорова (1879—1963).
Дебютировала ребенком в балете Спящая красавица.
Училась в Гаване, затем в Нью-Йорке в школе Вильтзак-Шоллар и Школе американского балета.
В пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за кубинского
танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. Училась в
Нью-Йорке и Лондоне. В девятнадцатилетнем возрасте частично потеряла
зрение, которое в дальнейшем только ухудшалось (к настоящему времени
актриса фактически ослепла).
В 1939-60 (с перерывами) - в труппе "Балле тиэтр" (с 1957 "Американ балле тиэтр").
В 1939—1940 активно участвовала в создании Американского балетного театра. С 1943 стала его ведущей артисткой.
В 1941 в труппе Общества музыкального искусства (Гавана), в 1955-57 в "Балле рюс де Монте-Карло".
В 1948 в Гаване совместно с Фернандо и Альберто Алонсо создала
труппу Балет Алисии Алонсо (с 1959 - Национальный балет Кубы), в 1950
организовала также в Гаване школу "Академия де бальет Алисия Алонсо"
(руководила совместно с Фернандо Алонсо).
2 ноября 1943 заместила Алисию Маркову в роли Жизели, с триумфа
в этой роли началась её мировая слава. Работала с Михаилом Фокиным,
Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской и другими
прославленными постановщиками. Постоянно выступала вместе с Игорем
Юшкевичем. В 1955—1959, покинув Кубу диктаторского режима Батисты,
танцевала в Русском балете Монте-Карло. В 1957—1958 выступала на сцене
Большого и Кировского театров. Танцевала в различных ролях классического
балетного репертуара в театрах Европы, Азии и Америки.
В 1959, после победы Кубинской революции, вернулась на родину.
Среди лучших партий: Жизель, Одетта - Одиллия, Сванильда;
Терпсихора ("Аполлон Мусагет"). Первая исполнительница партий в балетах:
А. Тюдора - Ате ("Подводное течение" Шумена, 1945); Дж. Баланчина -
главная партия ("Тема с вариациями" на музыку Чайковского, 1947); А. Де
Милль - Лиззи ("Легенда Фолл Ривер" Гулда, 1948); Альберто Алонсо -
Кармен ("Кармен-сюита", 1967); А. Мендеса - Маргарита Готье ("Мы
увидимся вчера вечером, Маргарита" на музыку Соге, 1971), па де де
("Пери" Бургмюллера, 1976); Х. Лефебра - Иокаста ("Эдип-царь" на музыку
коллаж, 1970) и др.
Возобновила в парижской Опере балет "Жизель" (1972), "Спящую красавицу" (1974) и др.